24 июля все работники торговли отмечают свой профессиональный праздник. И если бы его не было, то придумать такой праздник надо было обязательно. Ибо обойти праздником практически самую многочисленную профессиональную когорту тружеников нашей экономики было бы чрезвычайно несправедливо.
В настоящее время торговля и потребительский рынок в целом - один из самых интенсивно развивающихся секторов экономики. Оборот розничной торговли по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,8 раза и составляет 90,3 млрд руб. По темпам роста этого показателя наша область занимает 3 место в Приволжском федеральном округе. Население области за 2007 год приобрело продовольственных товаров на сумму 39,8 млрд руб., непродовольственных – на сумму 50,5 млрд руб. Это свидетельствует о том, что жители нашей области стали лучше жить, больше зарабатывать и могут позволить себе тратить больше средств на товары длительного пользования (одежда, мебель, стройматериалы и др.). В области функционируют свыше 8,7 тысяч магазинов с торговой площадью более 725,5 тысяч м2, 3,3 тыс. предприятий общественного питания, свыше 200 оптовых организаций и предприятий, осуществляющих поставку потребительских товаров, 3 оптовых продовольственных рынка, 10 оптово-розничных торговых комплексов и 53 розничных рынка. В результате, обеспеченность торговыми площадями ( на 1000 жителей) в области составляет 342,3 м2. В Оренбурге этот показатель равен 579,8 м2, что соответствует уровню крупных городов России.
При этом меняется сам подход к торговым точкам. По согласованию с управлением Роспотребнадзора на улицах города были запрещены к размещению выносные столы, прилавки по реализации продовольственных товаров, лотки по продаже молочной продукции, был ужесточен и порядок размещения объектов по реализации бахчевых культур, реализация которых санкционированно осуществлялась только на рынках города.
Эта отрасль – одна из самых многочисленных. В торговле трудятся 63 тысячи человек (3% от численности населения области). Они обеспечивают 3,8% налоговых поступлений на региональном уровне и 5,5% - на местном уровне.
За последний год определились и «передовики» от торговли. На замену уличным киоскам приходят серьезные торговые сети:
- бытовой техники («Эльдорадо», «М-Видео», «Бытовая техника», «Электронный мир» и др.)
- мебели («Интерьер», «Фаренгейт», «Офелия» и др.)
- строительных и отделочных материалов («Евростиль», «Стройторгсервис»)
- продовольственных товаров («Метро», «Орбита», «САМ», «Эконом», «Магнит», «Патэрсон», «Полушка» и др.).
Однако, как показывает практика, проблем у оренбургских предприятий торговли тоже хватает. Как рассказали нам в Торгово-промышленной палате, прежде всего предпринимателей волнуют проблемы с выходом на оренбургский рынок сбыта. Особенно это касается сельхозпроизводителей, которые просто не могут нормально вести торговлю в Оренбурге и области из-за высокой конкуренции с производителями из других регионов России и зарубежных коллег. Как это ни парадоксально, но оказывается гораздо легче везти товар из Башкирии, Самарской, Челябинской областей и других регионов, чем продавать продукцию собственного производства. Это, в частности, актуально для молочных, мясных и зерновых продуктов. Так, только за представление продукции в одной из известных торговых сетей города с предпринимателей запросили 40 000 рублей в месяц.
Общее состояние дел в торговой сфере Оренбургской области мы обсудили с заместителем министра экономического развития области, начальником управления потребительского рынка и координации государственных закупок Эдуардом Берлиным.
-Эдуард Михайлович, какие предприятия торговли Вы можете назвать лидерами рынка?
- В продовольственной сфере это, конечно, федеральные сети: «Мосмарт», «Метро», «Магнит», «Патэрсон» и др. Открываются новые торговые сети «Смак», «Корзинка». Вообще, федеральные торговые сети уже давно работают на оренбургском рынке, они заняли свою нишу и интенсивно развиваются.
В непродовольственной сфере можно отметить «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и др. Конечно, это в основном, федеральные сети, которые приходят к нам в регион, ведут активную рекламную политику, проводят всевозможные акции. Сейчас ведь не проблема что-то произвести, проблема – продать, найти пути. Поэтому те, кто вкладывают средства в развитие своего бренда, проводят стимулирующие акции, те и побеждают.
- Почему в нашей области так активно развиваются федеральные торговые сети, и практически нет оренбургских гипермаркетов?
- Возможности для начала бизнеса у оренбургских предпринимателей абсолютно такие же, как и у федералов. Если у них есть на это средства, они берут торговые площади в аренду или строят в собственность и открывают систему торговли. Открыть магазин - не проблема. Проблема наполнить магазины товаром. Сетевые структуры при этом выигрывают тем, что система логистики, снабжения у них уже налажена, закупка и доставка товаров обходится намного дешевле.
Очень трудно сейчас приходится розничным магазинам, особенно тем, которые находятся в аренде. Времена, когда можно было поехать на оптовый рынок в Самару или Москву купить товар, а затем продать по выгодной цене, прошли. Сейчас рынок концентрируется. Если есть прямые контакты с производителями, те, кто берут большие объемы товаров, имеют здесь преференцию. Они устанавливают свои цены, и только потребитель может выбирать, где ему покупать. Хотя говорят, что эти магазины умрут, они будут, просто им нужно искать свое место под солнцем, какие-то другие формы работы, кооперации, интеграции между собой, чтобы вести единую закупочную политику, устанавливать какие-то стандарты работы. Сейчас ведь очень большая конкуренция. Выбирает только покупатель.
- В наших магазинах очень мало представлена оренбургская продукция. Почему?
- Да, к сожалению, это так. Поставки из Башкирии, Самары значительно превышают объемы поставок наших производителей. Например, по молочной продукции мы представлены только в эконом-классе: молоко в целлофановых пакетах. Молоко в тетра-упаковке, продукты переработки (творог, кефир) у нас производятся, но они не востребованы. Они не выдерживают конкуренцию с другими поставщиками, потому что производители не выстраивают сбытовую систему, не занимаются маркетингом, ссылаясь на нехватку средств, у них слабый менеджмент. Это вечная цепочка: нам мало платят, потому что мы плохо работаем, и мы плохо работаем, потому что нам мало платят.
Сейчас на рынке за место под солнцем производителям бороться очень-очень трудно, и поэтому мы в рамках министерства вырабатываем политику кооперации производителей, создания единых брендов, участия в единой сбытовой политике, но пока это идет еще очень трудно. Когда рынок не насыщен, политика совсем другая, работать и продавать легко. А у нас рынок перенасыщен, выбор большой. Производители говорят, что у нас замечательная продукция, свежая, вкусная, но до потребителя эта информация почему-то не доходит.
Все это очень хорошо должны понимать производители, но пока этого не происходит. Тех, кто понимают и что-то делают, мы видим, как обычные потребители. Например, такие компании, как «Золотой цыпленок», «Живая вода» ведут активную политику и предлагают достойные продукты, поэтому они и востребованы у покупателей.
- Происходит ли рост заработных плат в торговой сфере?
- Да, конечно. Бизнесмены, понимая, что нужно отрабатывать какие-то механизмы и улучшать качество обслуживания, все больше вводят электронные системы учета, это требует большей квалификации персонала, а это, следовательно, дороже стоит.
- Какова сейчас ситуация с ценами на рынке, и каким образом рост цен отражается на предприятиях торговли?
- Нельзя сказать, что рост цен благоприятно сказывается на предприятиях торговли. С одной стороны, конечно, продажи растут, но вместе с ними растут и издержки. Ведь в цене повышается все, в том числе и сырье для торговли.
Стабильности на рынке не будет никогда, поэтому нужно уметь приспосабливаться к таким условиям. Инфляция 10-12% в год – это нормально. Но если темпы 4% в месяц, то начинается обратный процесс, люди покупают меньше, ограничивают себя в определенных категориях товаров. Меняется структура потребления, непродовольственный сектор уступает место продовольственным товарам. Но опять же, чтобы стимулировать цены, нужно наращивать объемы производства, для чего нужно стимулировать политикой сбыта, налогов, льгот.
В налоговой политике мы, конечно, особо повлиять не можем, потому что это регулируется федеральными органами власти. С 2005 года мы предоставляем систему микрокредитования, субсидирования ставок. Такие программы есть и в Министерстве сельского хозяйства (потребительские кооперативы, гарантии кредитования). Предприятия торговли могут воспользоваться этими возможностями. Сейчас принят хороший закон: при покупке технологического оборудования предприятия освобождаются от ставки налога на имущество. Другой вопрос – насколько эффективны и достаточны ли эти программы. Наверно, их не достаточно, но это уже приоритет федеральных органов.
- Существует ли в области дефицит торговых площадей?
- У нас уже сейчас наблюдается избыток торговых площадей. В Степном поселке скоро будет введен в эксплуатацию торговый комплекс «Армада» на 100 тыс. кв. м. Через полгода будет запущен торговый комплекс «Радуга», на Нежинском шоссе сейчас ведется строительство торгово-развлекательного комплекса на 100 тыс.кв.м. На Петровском рынке, в ТК «Оренбург», есть свободные места, проводятся «ярмарки выходного дня».
Весь вопрос в том, выгодно или нет содержать все эти торговые точки, и когда количество перейдет в качество. На сегодняшний день мы наблюдаем перенасыщение рынка. У нас нет дефицита ни по одному виду продукции. Вопрос в покупательской способности людей и их возможности приобретать все эти товары. В такой ситуации выживает сильнейший, тот, кто может предложить потребителю то, что ему действительно нужно.