Помимо главного барьера отрасли, высокой доли транспортных затрат в связи с расширением межрегиональной торговли, выступают и административные препоны, связанные с необходимостью получения лицензий.
На Илецком шоссе стоят грузовики с кирпичом, навозом, землей, песком и ПГС. Разомлевшие от солнца продавцы открыто ответили на наши вопросы, что песок и ПГС отпускается без лицензии. Нелегальный песок везут с Чернореченского карьера, с Дубовой рощи, с Каменноозерного, с хутора Степановского (Сакмара). На карьере машину нагружают песком, выписывают липовую накладную о купле-продаже, чтобы не было проблем с ГАИ (штамп этого «документа» открывает все дороги), и в течение одного часа вам могут доставить песок или ПГС в любую точку города. Стоимость такого песка колеблется в пределах от 3000 до 4000 рублей за 3,5 или 4,5 куб. м в грузовике в зависимости от поставщика. Если говорить о качественном нелегальном песке и ПГС, то его цена перешагивает порог в 4000 рублей за 4 куб. м. В эту сумму помимо стоимости песка входят также расходы на бензин и погрузку на самом карьере.
Министр природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Михаил Коннов сообщил, что на сегодня согласно реестру участков недр, содержащих месторождения и проявления общераспространенных полезных ископаемых, выдано 29 лицензий на добычу ПГС, из которых на прилегающие к Оренбургу территории (Оренбургский и Сакмарский районы) приходится 12 лицензий. Реальный объем годовой добычи по ним составляет 18 % от заявленного в лицензионных соглашениях. Ни по одному из находящихся в разработке 7 месторождений ПГС в Оренбургском и Сакмарском районах установленный объем добычи в 2007 году, по разным причинам, не обеспечен. А может быть обеспечен, зададим вопрос мы, вот только контролирующие органы ничего про это не знают. Ведь песок и ПГС по бокам трасс с легальных карьеров? Но вряд ли он учтен официальной статистикой.
Справка ФЭБ: В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Согласно пункту 5 статьи 12 Закона - лицензия и ее неотъемлемые части содержат сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу).
Согласно п. 16 ч. 2 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России №71 от 06.06.2003 г., п. 17 Постановления Госгортехнадзора РФ № 49 от 02.08.02 г., составление и реализация проектов по добыче полезных ископаемых осуществляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Лицензия является специальным государственным разрешением, технические проекты и планы развития горных работ не должны иметь расхождений с лицензионным соглашением по объемам добычи, а изменение планируемых годовых объемов добычи должно быть закреплено дополнительным соглашением к лицензии.
Рынок песка и ПГС заселен монополистами
Ряд экспертов полагает, что на рынке песка и ПГС идет лоббирование интересов и наблюдается доминирование определенных компаний. По их мнению, существуют опасения, что лицензии выдаются «по личной симпатии» тем фирмам, которые на этот рынок вышли недавно, например, ООО «Вильрам», ООО «СВС-металлоконструкция», ООО «Атлантстрой», а люди, отдавшие данной отрасли много лет своей жизни, отметаются. Некоторые недропользователи открыто обвиняют Михаила Коннова, министра природных ресурсов, земельных и имущественных отношений в том, что он как председатель конкурсной или аукционной комиссии не дает производителям строительных материалов пробиться на рынок песка и ПГС, получить лицензию и нормально работать. Найдется масса причин, по их мнению, чтобы отклонить ту или иную организацию. А выигрывают конкурсы те компании, которые заполучили каким-то образом преференции на этом рынке по неизвестным причинам. Понятно, что эти подозрения отметаются представителями министерства. Но такая оценка ситуации в этом сегменте рынка во многом объясняет ту напряженность, которая возникла среди участников строительной отрасли. Причем напряженность – это перманентная стадия войны.
Один недропользователь, давно работающий в строительстве, попал под проверку министерства природных ресурсов, результатом чего стало приостановление действия лицензии на добычу ПГС. Нарушения в ходе проверки обнаружились, но, по мнению недропользователей, не такие основательные, чтобы лишить человека работы. Этот добытчик подал в суд на министерство природных ресурсов, в ответ министерство поступило точно так же. В итоге, дело решили тихо замять по обоюдному согласию во избежание излишней волокиты. И недропользователю продлили лицензию… на непродолжительное время. Долгосрочные же лицензии на данном заседании комиссии получили новички рынка.
Эти новички, по оценке ряда экспертов, выступают монополистами на данном рынке и держат цену на песок и ПГС. Три-четыре фирмы убивают конкуренцию. Нет возможности снизить цены тем же производителям бетона, так как у них нет доступа к сырью. По неофициальной информации, эти три фирмы ведут переговоры о создании треста, чтобы максимально держать цену на рынке (как тут не вспомнить проверку, инициированную ФАС). Это притом, что в области достаточно разработанных месторождений, которые просто не востребованы. Только рядом с Оренбургом – в радиусе 60 км - распределенный лицензированный фонд ПГС составляет 37 млн куб. м, а нераспределенный - еще 2 млн куб. м. При существующей потребности строительных мощностей этих запасов хватит на 37 лет.
Но есть эксперты, которые уверены в законности проведения конкурсов:
- Сейчас достаточно подробно прописан механизм проведения процедуры. Там сложно совершить блуд, однозначно. Поэтому я очень сомневаюсь, что они проводятся незаконно. Не думаю, что есть дураки, которые позволяют себе грубо нарушать действующее законодательство. Если положена публикация в каком-то издании и на сайте, это обязательно делается. Вопрос в том, что нет людей, которые потенциально готовы участвовать в конкурсах. Если есть факт нарушения, это вопросы прокуратуры, антимонопольного комитета. Вряд ли кто захочет связываться с такими крупными проблемами.
Артур Эйгельс, директор ООО «Оренбургская геолого-разведочная экспедиция» видит плюсы в том, что лицензии выдают не абы кому:
- На рынке нет такого: «Я хочу разрабатывать карьер!» и «На, возьми!». Сегодня рынок не безразмерный. Государство регулирует этот процесс: если было выдано 5 или 10 лицензий на карьеры, то это не просто так, а подсчитан баланс и объем добываемого продукта, к примеру,10 млн куб. м. Этих 10 млн куб. м, значит, достаточно, чтобы закрыть потребность стройиндустрии Оренбурга.
Если будут выданы еще лицензии, то вероятна следующая схема: недропользователь снимает самый удобный верхний слой, где себестоимость самая низкая, после чего карьер бросает. Лицензионное соглашение не выполняется, а люди получают разрытые котлованы без рекультивации земли или водоема.
- Лицензия позволяет государству требовать от владельцев, чтобы заявленные объемы добычи выполнялись, а само месторождение отрабатывалось, - уверен Артур Эйгельс.
Кооперация не приведет к монополизации?
- Сегодня ни одно предприятие стройиндустрии в Оренбуржье не имеет своего производства по добыче ПГС, - заявляет исполнительный директор Ассоциации предприятий строительной индустрии Иван Дрожжин. - Я так думаю, что сотрудничество предприятий, добывающих ПГС, и производителей бетона на договорных условиях с акцентом на качестве продукта приведет к той золотой середине, которая позволит создавать продукт по нормальной цене. Монополий на добычу ПГС в этом случае не будет! Конечный результат - получение недорогого железобетона. Составляющая ПГС в железобетоне и бетоне довольно весома и равняется 30%. В свою очередь, недорогой бетон и железобетон приведет к понижению стоимости квадратного метра. Это одна из стратегий Ассоциации. При этом сама Ассоциация добивается не монополии, а просто добычи недорой ПГС для города и области. Мы планируем выйти на ПГС стоимостью 250-270 рублей путем консолидации и кооперации предприятий Ассоциации. Приглашаем организации вступать в ассоциацию и совместно решать проблемы.
А судьи кто?
Имеются у части недропользователей и претензии к составу самой комиссии. Они недовольны тем, что в составе комиссии нет представителя общественных структур, который мог бы защитить их интересы. А если в комиссии вдруг появляется борец за добро и справедливость, то его, по из словам, быстро ставят на место. Согласно федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», состав комиссии для проведения конкурсных процедур формируется заказчиком. Соответственно, недропользователи на ее состав никак не влияют.
Сейчас добытчики столкнулись с новой проблемой, состоящей в том, что работать на проявлениях, то есть местах, не стоящих на государственном балансе, и где запас недр не просчитан, запрещено. Разработке подлежат только месторождения. В этом году введен новый пункт о геологическом изуче нии, который гласит, что организации дают определенную площадь земли на геологическое изучение. За счет собственных средств организация проводит работу и ставит данную площадь на государственный баланс и потом, соответственно, получает попутно лицензию на добычу. В конце июня на заседании комиссии по выдаче лицензий, по информации одного недропользователя, ни одно из старых предприятий стройиндустрии области право на геологическое изучение не получило.
Собственники земли кошмарят недропользователей
Артур Эйгельс, директор ООО «Оренбургская геолого-разведочная экспедиция», столкнулся с колоссальными проблемами, касающимися собственников земли и связанными со спекуляцией. Собственники земли всячески пытаются «закошмарить» недропользователя, получить с него огромные деньги. Это не государство, а владельцы сельскохозяйственных паев или сельхозпроизводители. Для карьеров небольшого формата на 0,8–1,5 млн куб. м и порядка 18-20 гектар цены завышены в сотни раз. Но земля сельхозназначения - это только поверхностный гумусный слой. Все что под ним, а точнее ниже 5 метров, это только недра, которые не находятся в частной собственности у этих людей, а принадлежат государству. Если там есть полезные ископаемые, то эту землю нужно изъять, естественно, оплатив по какой-то стоимости.
- Все это можно найти в законе «О недрах», Гражданском кодексе, - рассуждает Артур Эйгельс. - Есть практика в других регионах, по моей информации в Татарстане, что дало возможность значительно снизить притязания спекулянтов на эти площади, то есть приземлить их ничем необоснованные требования. Это дало возможность предпринимателям, которые хотят и могут заниматься карьерами, более активно вкладываться в технологии и в технику.
Из добытчиков делают Акакиев Акакиевичей
Другая проблема, волнующая недропользователей, связана с тем, что представители различных властных структур замучили их бесконечными плановыми и внеплановыми проверками. Кропотливая работа по сбору и проверке документов, «штампованию бумаг» отвлекает производителей песка и ПГС от работы на карьере. Не так давно прокуратура проводила так называемую «экологическую проверку» 6-7 добытчиков в Сакмарском районе.
Один из недропользователей возмущен этим постоянным давлением со стороны фискальных органов и органов исполнительной власти:
- С апреля 2008 года одна проверка за другой. В Законе о защите прав потребителей сказано, что подобные проверки должны проводиться не чаще, чем 2 раза в год. Проверки не только отвлекают руководителя от планирования дел. Директора Сакмарского карьера проверки и судебные тяжбы довели до больничной койки. А пока проверяют официальных добытчиков, «черные копатели» спокойно добывают свой продукт.
Недропользователи требуют от властей избавиться от «черных копателей», то есть тех, кто незаконно без лицензии добывает песок и ПГС, попросту ворует, а их оставить в покое. Проверки «черных бизнесменов», по словам недропользователей, таковы, что работа на подобных карьерах приостанавливается на пару дней: люди разбредаются, сама техника никуда даже не вывозится, экскаваторы остаются на карьере. Честные же недропользователи, исправно отчисляющие налоги в городскую казну, жалуются, что гонения властей не дают рынку песка и ПГС качественно функционировать и тормозят работу. Ярким примером служит поселок Кушкуль, лакомый кусочек недалеко от города, где уже несколько лет незаконно ведут добычу ПГС.
А вот официальная информация Министерства природных ресурсов. «За 2,5 года министерством проведено 53 плановых проверки. По результатам проведенных проверок Управления Росприроднадзора по Оренбургской области около 40 нарушителей привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму более 100 тыс. рублей.
В сентябре прошлого года решено, что УВД Оренбургской области будет предоставлять в министерство еженедельную информацию о выявленных фактах нарушений правил при транспортировке общераспространенных полезных ископаемых.
В 2006-2008 годах министерство провело 22 внеплановые выездные проверки по факту безлицензионной добычи. Материалы 4-х проверок по факту безлицензионной добычи переданы в правоохранительные органы Оренбургской области. В отношении нарушителей недропользования возбуждены уголовные дела. За добычу общераспространенных полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) наложены штрафы на общую сумму 132 тыс. рублей».
Артур Эйгельс расстроен воровством, когда люди без лицензии варварским способом разрывают берега рек в пойменной части, выбирая ПГС:
- Сегодня власть стала уделять больше внимания данной проблеме. И нас, как участников рынка, это не может не радовать, потому что появляется честный рынок. Мы берем месторождение, совершаем ошибки, но нас легко править, нас вынуждают, заставляют, и порой нам кажется, что это не всегда правомерно. Другое дело, когда налетает бригада «Ух!» ночами выкапывает ПГС и тайно вывозит ее. Они получают 200-300% прибыли, а мы – порванный рынок. Потребитель приходит и спрашивает, почему вы предлагаете по 300 рублей/куб. м, когда есть по 200 руб. Мы объясняем, это же ворованная, незаконно добытая ПГС. В ответ получаем: «А у них дешевле!»
Как показал наш анализ рынка нерудных строительных материалов Оренбуржья, в отрасли сложилась довольно напряженная обстановка. От сырьевых ресурсов оказались отсеченными основные потребители песка и ПГС – производители строительных материалов, что привело к наметившемуся спекулятивному росту цен. Чрезмерная монополизация рынка также не способствует снижению цены на рынке. В результате производители бетона вынуждены закладывать повышенную цену ПГС в стоимость своей продукции, что в значительной степени влияет на рост цен на жилищном рынке. В результате ставится под угрозу один из основополагающих тезисов национального проекта по обеспечению жильем – его доступность.
Кроме того, несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как выяснилось, уже распределены между определенным кругом хозяйствующих субъектов, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций.
Для усиления конкуренции на рынках песка и ПГС редакция предлагает усилить контроль за крупнейшими предприятиями, осуществляющими деятельность по производству (добыче) песка и ПГС путем проведения постоянного мониторинга местного рынка (в том числе и силами УФАС по Оренбургской области).
На недропользователей также давят административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения: на оформление разрешительных документов уходит до 3 лет. Кроме того, ряд производителей призывает поменять механизм конкурсного получения соответствующих лицензий, открыв больше возможностей в этом направлении для региональных производителей стройматериалов.Важно и то, что предприятия, не входящие в тройку хозяйствующих субъектов-монополистов, осознали важность объединения в целях отстаивания собственных интересов. Им надоело организовывать работу своего бизнеса посредством судебных тяжб, длящихся годами. «По одному расщелкают всех! Один в поле не воин! Объединение приведет к положительному развитию отрасли. Стабильность и плановость на рынке выльются в качественный рынок», - под таким девизом произошло объединение членов Ассоциации предприятий стройиндустрии области.
«Власть и государство - это не город и не область, это Россия. Если в Оренбурге не хотят мыслить масштабно, я дойду до Москвы в поисках правды», - решительно настроен один из недропользователей.