Смешались в кучу «Кейсы» с луком.
Для аграрного Оренбуржья каждая специализированная выставка «Агро» является новым толчком в развитии отрасли. По крайней мере, так принято думать. Обращает внимание инициатива министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Сергея Соловьева созывать весенне-осенние выставки «Шелковый путь». Первая из них прошла осенью 2009-го и сразу предъявила альтернативный формат отраслевым выставкам, организуемым ОАО «УралЭкспо». Конкуренция – двигатель прогресса, в данном случае в выставочном бизнесе. Мы не оставляем без внимания ни «Шелковый путь», ни «Агро» или «Меновой двор». Вот и на этот раз наши корреспонденты беседовали с участниками выставки, пытались разглядеть черты нового как в организации, так и в предложениях аграрному сектору Оренбуржья.
«Агро-2011» расположилась на площадке спортивно-культурного комплекса «Оренбуржье». Это одна из крупнейших выставочных площадок области, она располагается как под крышей, так и на открытом воздухе. В этом отношении ее трудно сравнивать с «Шелковым путем», который «поселился» рядом с ипподромом на плохо оборудованной площадке.
На этот раз справа от входа в «Оренбуржье» больше десятка единиц сельскохозяйственной техники расположил «Агроцентр». Эта оренбургская компания является официальным дилером «Россельмаша» и других производителей, предлагает широкий ассортимент оборудования, комфортные схемы оплаты, гибкое ценообразование и профессиональное сервисное обслуживание поставленной техники. Была середина второго выставочного дня, можно сказать, разгар этого события, но выглядело это скорее как закат. Площадка была пуста.
Выставочный стенд ООО «Агроцентр» расположился в самом выгодном месте, у центрального входа в помещение «Оренбуржья».
- Вчера, на открытии выставки еще были заинтересованные посетители, - комментирует Дмитрий Спирин, - А сегодня – смотрите сами: студенты, да бабушки за луком-картошкой.
Концентрация посетителей вокруг разбросанных по всей выставочной площадке стендами-магазинами с медом, луком, картошкой, бижутерией явно бьет в глаза. За ходовым товаром устраиваются очереди, которые перегораживают подступ к соседним стендам. О такой «логистике» участники выставки отзываются с раздражением.
Не в восторге и представитель компании «Интерагротех» - официального дистрибьютера зарубежных компаний CASE IH, KUHN, KINZE, LEMKEN. Образцы этой техники тоже выставлены рядом с «Оренбуржьем», но Александр Ильгеев, как и его сосед Дмитрий Спирин, жалуется, что этой площадки явно мало для того, чтобы показать новинки, самые актуальные образцы сельскохозяйственной техники. Отвечая на вопрос об эффективности выставки, Александр уклончиво объясняет: «Новых потребителей нашей техники что-то не видно. Если на «Шелковом пути» у нас стоял трактор за 7 миллионов рублей и мы его продали, то на этой выставке, получается, мы скорее для престижа».
А вот Руслан Махмутов из ООО «Максимум» более оптимистичен. Спецодежда и обувь нужны и сельхозпроизводителям, и он надеется, что все же встретит на выставке заказчиков. Хотя сам признался, что в толпе пенсионеров и студентов руководители предприятий и организаций АПК встречаются весьма редко.
Обстоятельный разговор о выставке состоялся на стенде «AMAZONE Евротехника» из Самары.
- Нет людей от земли, - сетует агроном-эксперт Николай Чернов. – За полтора дня работы выставки – человек 15, которые более-менее конкретно интересовались ресурсосберегающими технологиями, точным земледелием. Выставка организована плохо, нет представителей из районов. Мы бываем на многих выставках разных регионов России, и там организаторы осуществляют специальный подвоз как на саму выставку, так и на семинары.
- В Оренбургской области есть четыре хуторянина, которые используют нашу технику и наши технологии, - добавляет региональный представитель компании Валерий Ломовской. – Их имена известны далеко за пределами Оренбургской области, они добиваются больших успехов. Но двух успешных товаропроизводителей, как их в шутку называют, с фамилией на «Х» и двух с фамилией на «Г» региону явно мало. На мой взгляд, опыту Хомутского и Голодникова больше внимания уделяют в других регионах, чем пытаются репродуцировать их опыт у себя на родине.
Всматриваясь в лица посетителей, мы остановили одного из явных представителей агрокомплекса. Он, торопясь, похвалил прошедший семинар по уборочной технике, отметил белгородский «Союз Диаген» за набор колесных систем и, махнув рукой, исчез за очередью, выстроившейся за луком-севком.
- Обычно на аналогичных выставках в других регионах первый день – это, как бы, раскачка, а на второй день приходится максимум контактов, - дает свой комментарий представитель «Союз Диаген» Евгений Конев. – А здесь получается, что выставка завершается, так и не начавшись. Нас заслоняют продавцы картошки и лука. Да и выставочная площадка небольшая, здесь тесно. Обычно организаторы выставки стремятся под продажи выделить отдельные участки и делят выставку по разделам – техника, химия, животноводство и т.д. А здесь все в куче. Так межрегиональные выставки не проводят. То, что мы видим, скорее областной масштаб или ярмарка для городских жителей.
Сравнение «Агро» с «Шелковым путем» навязали нам участники нашего опроса. По их мнению, чтобы подчеркнуть значение агропромышленной выставки, Сергей Соловьев создал свой «Путь», который признали губернаторы – и А. Чернышев, и Ю. Берг их не проигнорировали, своим присутствием подчеркивая статус. «Агро-2011» имела статус того, кто ее открывал. Поэтому-то участники выставки и говорят о ней не как о межрегиональной (как она пытается себя позиционировать, хотя бы с точки зрения состава участников), а локальной. Такое сравнение может выглядеть обидным, но лидеры области, организаторы выставки обязаны учитывать эти нюансы.
-Ну, ладно, - обдумывали наши корреспонденты замечания участников выставки. – А что думают «по ту сторону баррикад», то есть те, на кого и рассчитана выставка?
Придется повторить, но в середине второго дня работы выставки найти известных нам руководителей сельхозпредприятий практически не удалось. Но Валерия Ивановича наш редактор все же нашел. Тот представился руководителем одного из хозяйств Переволоцкого района, занимающегося зерновыми на площади 18 тысяч га. Скорее всего, это и есть В.И. Вишнев из ООО «Партнер». Простите, что называем вас по имени/отчеству/фамилии. В наших опросах мы придерживались документальной точности и всех называли собственными именами. Если мы ошиблись, заранее приносим извинения. Так вот, наш вопрос свелся к вопросу о содержании выставки «Агро-2011».
- Ничего нового. Пустая выставка.
Наверное, мы не нашли посетителей, которые считают иначе. Но полдня рабочего времени – это немалая дань журналистов в поисках удобных ответов.
Агентство «Масс медиа»