Хлеб, газ, пуховый платок – наиболее стойкие ассоциации, возникающие при упоминании Оренбургской области. Причем если первые два бренда возникли относительно недавно (напомним, что целину начали осваивать чуть более 60 лет назад, а газ в области нашли еще на 20 лет позднее), то оренбургскому пуховому платку более сотни лет - его носили и очень ценили за легкость и тепло еще российские императрицы.
Естественно, советская власть не могла проигнорировать сложившиеся столетиями традиции пуховязания и решила на базе артелей пуховниц Оренбургской области создать фабрику, которая будет производить знаменитые на весь мир изделия в промышленных масштабах.
В 1965 году был пущен в эксплуатацию новый производственный корпус по ул. Расковой, 10а проектной мощностью 446 тыс. шт. платков в год и была освоена технология изготовления пуховой пряжи по аппаратной системе прядения. С 1971 года по 1980 год на фабрике было установлено 104 автоматических плоскооборотных автомата «Лиум» германской фирмы «Штоль», освоено получение пуховой пряжи по гребенной системе прядения, установлены однопрочесные чесальные машины для дополнительной обработки пуха, внедрена улучшенная технология отделки пуховых платков. Кроме того, было установлено и пущено в эксплуатацию моечное оборудование для пухового и шерстяного волокна и внедрена мойка всего поступающего сырья. К сожалению, последнее обновление технологического оборудования пришлось на 80-е годы, и сегодня оно морально и физически устарело.
Одновременно с этим процессом стало страдать и фабричное производство. Перестроечные времена внесли серьезные коррективы в планы по обновлению оборудования и ассортимента. Резко (в разы) снизился спрос на продукцию, нарушились цепочки поставки сырья, исчезли некогда стабильные рынки сбыта. Эксперты всерьез стали говорить о банкротстве предприятия. Выход многие видели в приходе нового собственника и, как следствие, новой управляющей команды.
К сожалению, сегодня, в эпоху декларируемых модернизации и инноваций в областях, привязанных к формированию имиджа Оренбургской области, наблюдается слабо заметный прогресс. Мы также качаем газ, не особо заботясь об энерго- ресурсосбережении, сеем хлеб, делая ставку на количество обработанных гектаров. Впрочем, отдельные проблески есть и в этих сегментах, но так чтобы коренная реконструкция, модернизация, принципиально новые подходы – не до этого. На таком фоне сообщения о практически полной реконструкции предприятия, отвечающего за поддержание статуса третьего краеугольного камня бренда Оренбургской области, фабрики пуховых платков, выглядят несколько фантастически. И дело даже не в том, что две другие отрасли пока на такое не сподобились. Оренбургская фабрика пуховых платков относится к, пожалуй, одной из самых проблемных отраслей российской экономики – легкой промышленности. За редчайшим исключением все представители этой отрасли на фоне засилья дешевого экспорта из Китая и Индии влачат жалкое существование. Так было и с «Ореншалью» до тех пор, пока на предприятие не пришел новый собственник и не сформировал грамотную команду современных управленцев.
Мы уже писали в ФЭБ № 131 (статья «Ажиотаж в пуховом стиле») о производственных успехах Фабрики Оренбургских пуховых платков (это сегодняшнее название ОАО «Ореншаль»). Но важнее, на наш взгляд, даже не финансовая составляющая работы (она может быть прекрасной на короткой дистанции, например, благодаря удачной конъюнктуре и агрессивному маркетингу), а стратегия и перспективы развития, которые сегодня появились у легендарного предприятия.
По словам Владимира Калинина, генерального директора «Фабрики Оренбургских пуховых платков», сегодня акционерами предприятия одобрена и принята к реализации стратегия развития бизнеса, предусматривающая полную коренную реконструкцию всех технологических и производственных процессов. Предприятие станет компактнее, мобильнее, оснастится технологическим оборудованием по последнему слову техники, все процессы будут оптимизированы с учетом энергоэффективности и ресурсосбережения. Начало положено: вязание брендовой продукции осуществляется на машинах мирового лидера в своем сегменте – японских Shima Seiki. Основное производство фабрики благодаря компактному, но производительному оборудованию уже сегодня занимает место по площади в 10 раз меньшее, чем ранее. Естественно, освободившиеся помещения предприятие готово использовать под иные проекты. Так нам стало известно, что в ближайшее время по адресу ул. Расковой, 10а разместится современный бизнес-парк «Восток», который будет предлагать не только торговые и офисные, но и производственные помещения (подробнее о нем в одном из ближайших номеров).
Первый этап реконструкции уже в самом разгаре. Например, с 19 августа 2011 года начал работу новый склад готовой продукции Фабрики Оренбургских пуховых платков. Двухъярусное помещение спроектировано с учетом современных энергосберегающих технологий, вмещает в два раза больше продукции, чем старый склад. Специалисты отмечают, что просторный, чистый склад соответствует всем современным санитарным и противопожарным нормам.
На повестке дня приобретение и монтаж кругловязального чулочно-носочного оборудования производства фирмы «BUSI Giovanni s.r.l.» (Италия). Это оборудование позволит развить давно полюбившуюся потребителям линию продукции: высококачественные пуховые женские и мужские носки различных дизайнов.
Возрождение оренбургского бренда стало возможно не только благодаря высокому качеству изделий, но и грамотной маркетинговой политике. Так, специалисты Фабрики Оренбургских пуховых платков за последние годы не пропустили практически ни одной профильной выставки в России и за рубежом.
Например, посещение специализированной выставки PITTI IMMAGINE PILATI во Флоренции (Италия) в июле этого года принесли новые интересные и многообещающие контакты и идеи.
А в дни печати нашего номера сразу две делегации фабрики будут работать за рубежом. Первая – в Китае, где стоит задача найти новых партнеров и рынки сбыта. Задачи второй – посолидней: она примет участие в крупнейшей в Европе выставке, посвященной оборудованию и новейшим технологиям для текстильной промышленности. Она проходит с периодичностью 1 раз в 4 года, и не зря ее называют Олимпиадой текстильного машиностроения. В 2011 году в Барселоне выставка ITMA отметит свое 60-летие с момента ее образования в 1951 году.
По мнению Владимира Калинина, «чтобы постоянно отвечать меняющимся требованиям текстильной отрасли, своевременно реагировать на изменения и нововведения, не терять лидирующих позиций – не просто «надо» участвовать в выставке, а стратегически важно стать непосредственным участником конференций и обсуждений в рамках выставки». Надо сказать, что у него есть такая возможность: организаторы выставки не просто пригласили оренбургское предприятие для участия, но и предложили его генеральному директору выступить перед аудиторией с информацией о современных принципах управления и модернизации уникальных производств в России.