Развитие экономики Оренбургской области невозможно без развития и совершенствования различных форм предпринимательства, и особенно малого предпринимательства. В настоящее время именно субъекты малого предпринимательства являются опорой местных бюджетов и обеспечивают занятость около одной трети трудоспособного населения. В Оренбурге, например, в 2010 году почти половина налоговых поступлений пришлась на долю малого и среднего бизнеса.
Именно поэтому предпринимательству в нашей области уделяется самое пристальное внимание государственных органов, в основном, через программы поддержки малого и среднего бизнеса, которыми занимается Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
По данным Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области, в 1 полугодии 2011 года в городе Оренбурге зарегистрировано 12 297 предприятий малого и среднего бизнеса и 18 041 предприниматель без образования юридического лица. В сравнении с аналогичным периодом 2010 года отмечается увеличение количества малых предприятий на 6,2 %, индивидуальных предпринимателей на 1 %.
В настоящее время наблюдается уменьшение рабочих мест на средних предприятиях и переход средних предприятий в категорию малых. Это связано с увеличившейся налоговой нагрузкой в части повышения в 2011 году уровня страховых взносов. Поэтому выбор формы налогообложения является одним из ключевых моментов, обеспечивающих устойчивое развитие в постоянно изменяющихся условиях. Налоговым кодексом РФ субъекты малого предпринимательства не выделяются в какую либо отдельную группу, для них не предусмотрено специальных норм или льгот. В то же время ряд систем налогообложения по сути разработаны именно 1 6 No134 для облегчения налогового бремени этой категории плательщиков. К таким специальным налоговым режимам относятся следующие системы налогообложения:
упрощенная система налогообложения (УСН);
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
налог на вмененный доход обязателен для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
С 2012 го будет введена в действие новая глава НК – «Патентная система налогообложения». Об этом мы подробно расскажем в одном из выпусков ФЭБ в 2012 году.
Преимущество специальных налоговых режимов заключается в замене одним налогом уплаты нескольких налогов. В первую очередь при выборе системы налогообложения предпринимателю необходимо убедиться в том, что у него есть право выбора. Вполне возможно, что его деятельность подпадает под обязательный налоговый режим (ЕНВД), и тогда у предпринимателя не будет возможности использовать иную систему. Если же право выбора существует, то предпринимателю предстоит выбрать между традиционным и упрощенным режимами (УСН). Последний, в свою очередь, подразделяется на два вида в зависимости от объекта налогообложения: со ставкой налога 6 % от полученного дохода, и система налогообложения с величиной полученного дохода, уменьшенного на сумму расходов, где ставка налога – 10 % (в Оренбургской области).
Кроме значительного снижения налоговой нагрузки упрощенная система налогообложения имеет также и отрицательные стороны, связанные с ограничением в применении по численности работников, выручке, стоимости основных средств и т. п. Возможные изменения указанных показателей приразвитии бизнеса обязывают предпринимателя быть готовым перейтина традиционную систему налогообложения, что часто приводит к необходимости вести полный бухгалтерский учет.
Итак, на право применять упрощенную систему налогообложения существуют ограничения. В частности, эта система не может быть применена следующими организациями и предпринимателями:
имеющими филиалы и (или) представительства, а также банками, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, инвестиционными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, иностранными организациями;
организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися игорным бизнесом;
нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
организациями, являющимися участниками соглашений о разделе продукции;
организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (есть исключения);
организациями и индивидуальными предпринимателями, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
организациями, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей;
если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии с НК РФ, превысили 60 млн рублей.
В то же время все индивидуальные предприниматели и организации обязаны уплачивать НДС, если производится ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Похожий льготный режим предусмотрен для малых и средних предпринимателей, ведущих бизнес в сельскохозяйственной сфере. Такие предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога при соблюдении определенных требований. Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Также не вправе переходить на ЕСХН предприниматели, у которых в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составит менее 70 %. Также при нарушении данного требования в отчетном периоде налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН.
Льготы, предоставляемые плательщикам ЕСХН, такие же, как и для плательщиков налога по УСН, только несколько ниже страховые взносы в социальные фонды РФ (они в 2011 г. составляют 20,2 %).
Большинство недостатков могут и не встретиться в работе, однако считаться с ними все равно стоит. Особое внимание стоит обратить на последний пункт. Если вы видите большой потенциал в своем бизнесе и возможность существенного расширения производственных или торговых площадей, то УСН вам вряд ли подойдет.
Особой является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В отличие от других режимов налогообложения является обязательной для определенных видов предпринимательской деятельности и при выполнении ими ряда условий.
Основным отличием ЕНВД от остальных форм является то, что размер уплачиваемого налога не зависит от экономических результа тов предпринимательской деятельности налогоплательщика. Налогоплательщик уплачивает налог не с фактически полученного дохода за налоговый период, а с вмененного дохода, который определяется рас четным путем. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период (налоговым периодом признается квартал), и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 (коэффициент дефлятор) и К2 (учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов). На федеральном
уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1.
Индивидуальные предприниматели, применяющие систему ЕНВД, освобождаются от уплаты:
налога на доходы физических лиц 13 %;
налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности).
Организации и индивидуальные предприниматели, налогоплательщики единого налога, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели уменьшают сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период на сумму страховых взносов в страховые фонды, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 346.32 глава 26.3 НК РФ). Индивидуальные предприниматели также уменьшают сумму ЕНВД на суммы уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.
Для ЕНВД добровольного отказа от применения не предусмотрено, за исключением прекращения того вида деятельности, для которого предусмотрен специальный режим на конкретной территории. В принудительном порядке переход с ЕНВД на УСН или общий режим налогообложения возможен, если организация – налогоплательщик или индивидуальный предприниматель нарушили критерии численности (100 чел.), а также критерий распределения долей в уставном капитале (доля других организаций превысит 25 %). Важно знать, что программой реформирования системы налогообложения предусмотрено сокращение сферы применения ЕНВД. Так, в 2012 году предприятиям сферы розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м и предприятиям, оказывающим услуги общественного питания с площадью зала обслуживания также не более 150 кв. м, численность сотрудников которых превышает 50 человек, будет запрещено применять ЕНВД. С 2013 года эти направления деятельности вообще исключаются из сферы ЕНВД. С 2014 года ЕНВД также полностью отменяется.
Переход на один из режимов налогообложения или возврат к прежнему режиму осуществляется добровольно. Кроме того, предусмотрен принудительный возврат соспециальных режимов налогообложения на общий режим. Налогоплательщики, применяющие УСН, вправе добровольно перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Таким образом, принимая во внимание плюсы и минусы каждой системы, начинающим предпринимателям следует придерживаться следующей логики: если ваша деятельность не попадает под действие единого налога на вмененный доход, а бизнес план на первые два три года не предусматривает нарушение условий налогообложения по УСН, следует применять именно эту систему. В том году, когда вы ожидаете, что бизнес значительно увеличится и вы не сможете больше оставаться на УСН, стоит перейти на стандартный режим налогообложения.