18 мая ежегодно во всем мире празднуется Международный день музеев. К празднику приурочиваются открытия новых выставок, организуются тематические экскурсии, проходят музейно-театральные представления. Редакция журнала задалась вопросом: а как сейчас чувствуют себя музеи, чем живут, как развиваются? Понятно, что в первую очередь музеи интересуют нас как экономический субъект.
В Оренбургской области, по данным госстатистики, на 2010 год действовало 15 музеев (данные 2011 года не представлены). Однако в управлении госохраны объектов культурного наследия и развития традиционной народной культуры Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области нам сообщили несколько другие цифры: по данным 2011 года в области действуют 2 государственных, 22 муниципальных, 4 общественных и 23 народных музея.
Данные оренбургских статистиков свидетельствуют о положительной динамике развития музеев нашей области
Вроде бы налицо рост, развитие. Но тогда не вписываются в картину слова Александра Авдеева, экс-министра культуры РФ, который весной этого года на встрече с представителями музейного сообщества заявил: «Настал период, когда необходимо активное решение накопившихся проблем музеев, настал период внесения изменений в саму систему музеев». Помочь разобраться с этой дилеммой мы попросили руководство четырех оренбургских музеев: Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, Оренбурского областного музея изобразительных искусств, Музея истории г. Оренбурга и Музейно-выставочного комплекса в г. Новотроицке.
Сразу оговоримся, что одним из первых нам пришел ответ от Музея истории Оренбурга. Однако причина в таком скором ответе, как оказалось, - не горячее желание руководства поделиться наболевшим или, наоборот, рассказать об успехах и планах. Содержание письма напоминает так называемую «отписку», которая сделана в силу необходимости ответа на официальный запрос. Честно говоря, прочитав его, мы впали в легкий ступор. Такой аморфности к собственному делу, а также к СМИ, которые пытаются разобраться в его проблемах, мы не встречали давно. Например, из ответа следует, что перед музеем стоит лишь одна проблема – отсутствие транспорта. Хочется верить, что с его приобретением на проблемах этого музея можно поставить жирную точку. Однако, судя по всему, особых планов по его развитию он также не имеет. Жаль, но если такие менеджеры, которые не готовы открыто заявлять о проблемах (а может быть видеть и признавать их), у которых отсутствует энтузиазм и деятельность, будут руководить нашими музеями, говорить об их развитии, а тем более какой-то самостоятельности вряд ли придется. Дай Бог сохранить имеющееся. Впрочем, у специалистов и в отношении этого есть много-о-о вопросов.
Но это, как говорится, лирическое отступление. Руководители остальных музеев с радостью откликнулись на наше предложение обсудить тему состояния и развития музеев Оренбуржья.
В ходе беседы выяснилось, что модель функционирования музеев мало чем отличается от деятельности любого субъекта экономики.
Проблема первая. Кабы денег тьма.
Гадать долго не надо, проблема эта известна всем, в первую очередь бюджетным учреждениям. Это недостаток финансовых средств. Музеи имеют два источника финансирования: бюджетные деньги и внебюджетные средства – доходы от предпринимательской деятельности. Понятно, что бюджет - не бездонная бочка и всем желающим его не хватит.
«В 2012 году музей изменил не только организационно-правовую форму, но и принципы финансирования его деятельности, - говорит Наталия Ерёмина, директор Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. - Переход к новой реальности создает большие трудности в работе музея. Сегодня он финансируется лишь частично: деньги выделяются на содержание здания и оплату труда сотрудников, а не на развитие. За последние годы сократилась возможность проведения этнографических экспедиций, целевых исследований, возможность обновления стационарной экспозиции, приобретения уникальных музейных предметов. Многие ценности культуры народов края покидают его границы. Недостаточное финансирование не позволяет нам представлять уникальные предметы национально-культурного достояния области в таких печатных изданиях, как альбомы, буклеты, открытки и др. Отсутствие финансовых средств на командировочные расходы замедляет развитие музейной сети, хотя в некоторых районах есть возможность для создания новых музеев и пополнение их фондов».
Ее поддерживает и Юрий Комлев, директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств: «Сегодня у человека есть право выбора, где провести досуг. Он не пойдет в театр, если знает, что там ставится некачественный спектакль, он не пойдет в музей, где плохое здание, недоброжелательный персонал, где не на что посмотреть. И чтобы обеспечить должное качество услуг музея, ему требуется финансирование».
Второй источник поступления средств(внебюджетные фонды) пока тоже не является панацеей от проблем. Дело в том, что ни один из музеев не имеет своей целью внедрение и развитие коммерческих проектов, хотя, по словам
Александра Авдеева, экс-министра культуры РФ, за последние годы был снят ряд необоснованных ограничений в деятельности музеев. Сейчас музеям разрешено иметь маленькие кафе, ресторанчики и даже небольшие гостиницы. «Внебюджетные фонды становятся хорошим источником повышения зарплат и развития хозяйственной деятельности музеев», - говорит Александр Авдеев.
Однако видимо регионы еще не перестроились «на новые рельсы» и считают себя полностью дотационными учреждениями. Коммерческие проекты музеев являются либо стихийными и разовыми, либо ведутся по остаточному принципу. Более-менее активно они представлены и реализуются в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее. Там посетитель может получить услуги по работе в компьютерном классе с доступом к информационной базе музея, реставрации предметов частных коллекций, созданию выставок сторонних организаций, проведению торжеств и прочие.
На сегодняшний день средняя стоимость входного билета в оренбургские музеи составляет 20–80 рублей, экскурсия обойдется посетителю в 100–200 рублей. При существующей минимальной стоимости билетов и, исходя из количества посетителей, можно сделать вывод о том, что ежегодно за счет платных услуг музей в состоянии зарабатывать минимально миллион рублей. В месяц выходит чуть более восьмидесяти тысяч рублей. Такой прибыли явно недостаточно, чтобы самостоятельно обеспечивать жизнедеятельность здания музея, сохранность музейных предметов, работоспособность сотрудников, не говоря уже о проведении работ по развитию учреждения. Вот и приходится руководству музеев изощряться в вопросах получения дотаций от государства, поиска спонсоров и жалостливых граждан, готовых передавать культурные ценности в дар.
«Если сумма небольшая, - говорит Наталия Ерёмина, . то закуп производится за счет самостоятельно заработанных музеем средств. Деньги из бюджета на покупку предметов не выделяются. Когда не хватает своих средств, обращаемся к спонсорам. Именно так в 2007 г. нам удалось приобрести напольные часы производства Германии 19-го века, которые стали достойным украшением коллекции старинных часов нашего собрания».
Проблема вторая. Главная.
Деятельность любого учреждения (коммерческого или некоммерческого) предполагает наличие помещения – офиса, здания. Музеи также занимают объекты недвижимости, в которых им с каждым годом становится все теснее и теснее. Нехватка помещений - это не проблема, возникшая вчера, она назревала давно.
«Как правило, все государственные учреждения размещаются в зданиях, построенных во второй половине 20 века, - говорит Юрий Комлев. - Прошло 60-70 лет, учреждения в отличие от занимаемых ими зданий, выросли. Нашему музею также не хватает помещений. Мы готовы проводить намного больше мероприятий, выставок, показов картин, но нам нет места».
«Сегодня имеющихся у губернаторского музея экспозиционных площадей недостаточно для развития нормальной выставочной деятельности, размещения современного фондохранилища, – поддерживает его Наталия Ерёмина. - Необходимо изыскать дополнительные помещения для размещения в них нашей новой экспозиции - «Музей ХХ века».
Об этой проблеме в своем выступлении упоминал и вновь избранный президент Владимир Путин. «Реконструкция музеев и фондохранилищ – объективная необходимость», . говорил он. Но вот строка «расширение музейных площадей», либо другая формулировка этой же сути, не существует ни в федеральной, ни в региональной программах развития культуры. Финансирование возможно только на капитальный ремонт имеющихся зданий. Выходом здесь опять же является благосклонность сильных мира сего, которые могут одарить музей помещением. «Не так давно, - говорит Юрий Комлев, - нам дали помещение, где открыта экспозиция «Оренбургский пуховый платок». Мы с большой благодарностью восприняли этот подарок Правительства Оренбургской области и показали, что не зря он был дан именно нашему музею – там уже работает выставка, которая пропагандирует бренд Оренбуржья – пуховый платок».
А в третьих…
Немаловажной остается и кадровая проблема. «Эта проблема взаимосвязана с оплатой труда музейных работников, - вздыхает Юрий Комлев. - Заработные платы бюджетников оставляют желать лучшего, ее средний уровень составляет около 7000 рублей. Понятно, что люди, которые отработали в музее по 15-20 и больше лет, имеют определенные привилегии, доплаты, надбавки. А зарплата выпускника вуза, естественно, невысокая. И это система. Вот задумайтесь: лишь 10 % российских музеев располагают квалифицированными кадрами – реставраторами. У нас реставраторов нет. Мы все реставрационные работы проводим или в Санкт-Петербурге, или в Москве, а это требует достаточно серьезных средств».
Его слова легко подтверждаются простыми расчетами. Разделив сумму средств, израсходованных на оплату труда, на численность работников, мы получили 6 414 рублей. Примерно такую зарплату получают ежемесячно сотрудники музеев. Можно ли при таком уровне оплаты труда говорить о привлекательности музейной работы? Наверное, нет.
Как же решить эту проблему? Можно, конечно, предположить, что вдруг правительство проникнется вопросом оплаты труда музейщиков и выделит щедрые средства на обеспечение достойного ее уровня, но ведь все прекрасно понимают, насколько эта мысль утопична. А может все-таки надо решить проблему с менеджера. Ми-управленцами, способными научиться зарабатывать самостоятельно? Или переложить этот труд на знающих специалистов. Чем не вариант? Благо местные вузы ежегодно партиями выпускают маркетологов и пиарщиков, которые пять лет зубрят вопросы маркетинга и продвижения. Сумеет такой специалист увеличить прибыль внебюджетных фондов – сумеет обеспечить себе и остальным сотрудникам достойную оплату.
Не хотите ли в музей?
Любое предприятие, производит ли оно товары или оказывает услуги, чтобы обеспечивать сбыт продукции, должно вести работу по ее продвижению, популяризации. Как известно, услуги – это особый вид товара, а услуги музеев - тем более. Как в этом вопросе чувствуют себя музеи?
Оказалось, что продвижение их услуг – еще одна болевая точка. С одной стороны, они должны проводить работу по пропаганде культурного наследия, по привлечению посетителей в музеи, это входит в список их задач. С другой стороны, финансирование работ по продвижению никем не ведется, поэтому все они сводятся к использованию малозатратных средств, которые можно перечислить по пальцам. Это реклама мероприятий на собственном сайте (при его наличии), распространение афиш, проведение благотворительных дней и еще несколько вариантов.
По словам Ирины Фурсовой, директора Музейно-выставочного комплекса г. Новотроицка, услуги музея продвигаются исключительно на энтузиазме и самоотверженном отношении к делу сотрудников музея. «Для того чтобы делать рекламу, требуются средства, - подытоживает Юрий Комлев. - Если они и есть, то начинаешь сравнивать что лучше: вложить деньги в рекламу и рассказать о выставке или купить картину в фонды музея, которая останется там навсегда».
Луч света в пыли веков
Но так ли уж все печально в музейном деле, или ведутся работы по решению вышеозвученных проблем? Грозно ругаться не станем, ведутся. Правда, в достаточном ли объеме – вопрос, который решать не нам.
В этом году Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 годы)». Общий объем финансирования по ней составляет 192 863,03 млн руб. Согласно данным программы, размер субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Оренбургской области на развитие учреждений культуры и архивов, составит по 24 млн руб. в 2017 и 2018 годах. Уже в 2012 году предусмотрено предоставление 417,3 тыс. руб. на реставрацию музейных предметов Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
На наш вопрос о том, как выстроены взаимоотношения с правительством области и курирующим министерством, мы получили такие ответы. По словам Наталии Ерёминой, министерство культуры, общественных и внешних связей - учредитель музея, взаимоотношения с которым определены в уставе музея. «Музей принимает участие во всех программах министерства: «Культура Оренбуржья 2012-2020 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области 2011-2015 гг.», «Сохранение культурного наследия Оренбургской области в 2013-2016 годах»», - говорит она. «Нашему музею помогают не только на федеральном уровне, - рассказывает Юрий Комлев. - Правительство Оренбургской области выделяет нам средства на реставрацию. Так, три года назад мы выиграли Губернаторский грант и получили 3 миллиона на реставрацию музейных предметов».
«Наш музейно-выставочный комплекс активно участвует во всех проводимых министерством мероприятиях, - говорит Ирина Фурсова. - Это научно-практические конференции, семинары, ярмарки, мастер-классы, форумы и т. д. Но в организационно-финансовых мероприятиях по программам поддержки и развития, реализуемых министерством, комплекс не участвует».
Получается, что если областным музеям еще кое-что перепадает, то музеи в районах области остаются за бортом финансирования?
Будущее прошлого
При всем при этом в музеях кипит работа, руководство с энтузиазмом позволит увеличить количество экспонируемых музейных предметов на наших выставках и обеспечить возможность доступа граждан к культурным ценностям. Следующим направлением является изучение музейных коллекций, что позволит сформировать единую базу данных как составную часть единого государственного каталога. В разделе пополнения музейного фонда главной задачей является комплектование предметов, отражающих современную историю. Нельзя допустить, чтобы в будущем в фондах музея конец ХХ и XXI век были представлены исключительно видеоклипами, рекламной продукцией и компьютерными играми. Для реализации социальных и культурных функций музея планируется создание Зала воинской славы в выставочном комплексе «Салют, Победа!». Это позволит сохранить для будущих поколений историческую память о Великой Победе».
«У нас разработана концепция развития музея, в которой описано каким бы мы хотели видеть наш музей, - говорит Юрий Комлев. - Естественно, мы опираемся на создаваемую в области программу «Культура Оренбуржья». Надеемся увидеть дополнительные площади под фондохранилище, увидеть на территории города Оренбурга музей современного искусства. Хотели бы иметь больше возможностей приглашать лучшие музеи России: Эрмитаж, Третьяковскую галерею. Очень хочется, чтобы зарплата музейных работников выросла хотя бы на 80 %. Думаю, что постепенно все осуществится».
Но самым живописным ответом стали слова Ирины Фурсовой: «Наш музей через 5 лет мы видим так: большие светлые залы, оборудованные 3D-установками, чтобы, войдя в зал, посетители могли сами выбрать экскурсию электронного гида, а экспонаты могли двигаться. Чтобы у посетителей было ощущение присутствия. Залы представляют собой различные отсеки на разных этажах, к которым добираются на капсулах по транспортным трубам. Посетитель получает очки со встроенным чипом, в котором заложена программа, и переносится в нужную ему эпоху. Перед ним появляются люди того времени, общаются с ним. Он становится участником какого-либо события. Можно вместе с первобытными людьми поохотиться на мамонта, а можно и поучаствовать в строительстве города, побывать на войне».
Как говорила Элеонора Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». С Праздником вас, хранители истории!