По мнению губернатора области Юрия Берга, в Оренбургской области каждая торговая сеть должна работать под таким девизом. «Продукции местных тооваропроизводителей пора отвести почетное место на полках магазинов, – предложил он. – У фермеров неплохой урожай, а местных овощей в магазинах нет!
Губернатор сообщил, что после встречи с ретейлерами, он в том же формате в ближайшее время проведет встречу с основными сельхозпроизводителями и переработчиками. «Мы тоже выслушаем их идеи и предложения, и уже на основании полной информации совместно найдем приемлемое для всех решение».
С упреками в свой адрес со стороны местных производителей ретейлеры не согласны. По их словам, проблема состоит не в том, что они не хотят работать с местной продукцией, а в том, что оренбуржцы пока не научились соответствовать стандартам сетей и конкуренции не выдерживают. Как правило, закупки для сетевых магазинов ведутся централизованно, через региональные центры закупок, местоположение которых торговая сеть определяет в соответствии со своей логистикой. Например, ближайший региональный центр сети «Магнит» находится в Стерлитамаке. Оттуда продукты поступают в розничную сеть, в том числе и Оренбургской области. Правда, это не относится к скоропортящимся продуктам – они распределяются иначе. Кроме того, сети предъявляют высокие требования к потребительским свойствам товара – качеству, упаковке. Особое значение имеет цена поставки, ее объем и ритмичность. Многие производители с этим пока не справляются.
Защищая позицию ретейла, директор ООО «РИНГ» Виктор Сидоров пояснил, что местные поставщики зачастую работают неритмично, либо объемы производства у них недостаточны, и потребности покупателей приходится покрывать, завозя продукты из соседних регионов. Например, «Золотой цыпленок» – это порядка 30 % продаж, остальное – продукция челябинских производителей. Только 10 % муки – местного производства.
– Остальная – торговые марки из других регионов, – поделился руководитель
сети магазинов. – Но это известные бренды, мука в удобной расфасовке. То же самое можно сказать и о других продуктах, овощах. Потребитель привык к определенному сервису, предпочитает, например, вымытые, аккуратно упакованные овощи. Магазин должен получать уже расфасованный штрихкодовый товар, таковы правила современной торговли, и поставщикам не остается ничего другого, как их принять. Виктор Сидоров предположил, что для оренбургских сельхозпроизводителей настало время думать о приобретении специального оборудования для фасовки, мытья, упаковки. «Стоит достаточно дорого, значит, нужно думать о предоставлении крупным фермерам кредитов, – говорит он. – Другая бизнес-модель – создание специального центра, где, например, овощная продукция проходит «предпродажную подготовку» – моется, расфасовывается и затем реализуется. Я с работой такого центра как предприниматель ознакомился в Венгрии».
При этом все участники совещания были единодушны в одном – спрос на местную продукцию всегда довольно высок, покупатель «голосует рублем» в пользу местных продуктов.
Уже сейчас сетевики активно реализуют колбасы местного производства, мясо, мясо птицы, хлеб, молочные продукты, масло и т. п. Могли бы и больше, но отсутствие в области развитой сельхозпереработки существенно ограничивает потребителей в их пристрастиях к местным продуктам питания.
Есть положительные примеры того, как оренбургские компании становятся региональными поставщиками для крупных торговых сетей. И это означает, что их продукция реализуется не только в области, но и в других регионах присутствия сети, то есть завоевывает рынок. Так, региональными поставщиками сети «Магнит» пока являются три производителя, и их число уже в ближайшее время может возрасти.
«Плюсом» в работе с местными производителями представители торговых сетей назвали возможность посещать производство и на месте отслеживать все процессы. «Минусом» – негибкую ценовую политику местных производителей.