– Уверен, что Совет будет работать не формально, для галочки, а действительно с пользой для развития бизнеса, экономики области, – высказал мнение членам Общественного совета по улучшению инвестиционного климата губернатор области Юрий Берг на первом заседании, состоявшемся 24 июля.
Работоспособность Совета, по мнению чиновников, выступивших инициаторами его создания, должен обеспечить разнообразный состав его участников, каждый из которых является общепризнанным профессионалом в своей сфере. Помогать привлекать инвестиции в регион приглашены успешные предприниматели, финансисты, руководители муниципалитетов, ученые, журналисты.
– Именно для того здесь собран интеллектуальный потенциал, чтобы услышать и оценить различные точки зрения, найти оптимальные решения для реализации практических шагов, – подчеркнул Юрий Берг.
–Большие надежды мы возлагаем и на активное участие в работе Совета представителей научного сообщества, средств массовой информации.
На заседании Совета обсуждался законопроект «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве». Основная цель его принятия, объясняют разработчики, – привлечение в экономику области «длинных денег» на комфортных для обеих сторон условиях. При этом, например, губернатор подчеркнул, что создание комфортных условий для инвесторов – по сути главная экономическая задача, которая пока не решена. Между тем инвестиционная активность – не только один из решающих факторов вывода региона на качественно новый уровень развития, но и его выживания.
Надо сказать, что чиновники считают (а эксперты Совета в своих выступлениях, в общем-то, не опровергли), что за последние два года для повышения привлекательности Оренбургской области в глазах инвесторов уже сделано многое. Теперь же работа должна пойти интенсивнее: в подписанном 7 мая президентском Указе «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена глобальная задача – «Повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120.й в 2011 году до 50.й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году».
– Для достижения этой цели необходимо преодолеть все негативные для инвестиционного климата факторы, – пояснил губернатор, – а все здесь присутствующие имеют прямое отношение и оказывают самое непосредственное влияние на этот процесс.
И тут же привел пример с получением разрешения на строительство: сегодня, по разным оценкам, весь процесс занимает до 3 лет. Задача, которую губернатор определил для себя и всех присутствующих, – сократить этот срок до полугода.
Вице-губернатор – заместитель председателя правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон начала свой доклад с пересказа разговора, состоявшегося во время общественных слушаний по обсуждению областного бюджета на 2012-й и плановый период 2013–2014 годов. Домохозяйка, мать 2 детей, говорила о том, что абсолютно не понимает, зачем тратить средства и терять доходы бюджета на привлечение инвесторов. Для нее гораздо острее стоит вопрос устройства детей в детский сад, получения ими качественных услуг образования и здравоохранения. – Уверена, присутствующим здесь взаимосвязь между ростом числа источников налоговых поступлений и повышением качества социальных услуг более очевидна, – резюмировала она.
Что касается текущей ситуации, то вице-губернатор подтвердила очевидные вещи: сегодня значительная доля поступлений в консолидированный бюджет области приходится на нефтяной сектор. «Наша обязанность – смотреть вперед и предупредить возникновение рисков, связанных с ограниченностью извлекаемых запасов и колебаниями мировых цен на нефть, – напомнила Наталья Левинсон. – Наряду с нефтяными, нужны доходы от других секторов экономики, значит, их необходимо развивать, а для этого привлекать инвестиции». Впрочем, особой необходимости в этой агитации не было – грамотность собравшихся позволила необходимость диверсификации понять давно.
Цифры, которые привели чиновники, говорят о неплохих текущих позициях (естественно, относительно общей ситуации в стране). Оренбуржье на пятом месте в ПФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения и на 26.м месте в России по объему привлеченных иностранных инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал за пять месяцев текущего года вырос на 33,9 % процента к уровню прошлого года и составил почти 31,5 млрд рублей. Объем иностранных инвестиций превысил 103 млн долларов, что почти в 1,4 раза выше, чем в аналогичном периоде 2011 года.
Здесь же была озвучена и статистика, которая заставляет взглянуть на проблему под иным углом: в структуре инвестиций в основной капитал доля собственных средств предприятий и организаций довольно велика – 80,1 % и к тому же имеет тенденцию к росту: в том же периоде 2011 года она составляла 75,3 %. Сокращение участия банков в финансировании реального сектора экономики региона привело к тому, что доля инвестиций с привлечением банковских кредитов в I кв. 2012 года снизилась до 5,1 %, или на 2,9 п. п. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Аналогичный показатель в ПФО в среднем составляет 13,2 %, в РФ – 8,1 %.
В октябре 2011 года агентством Fitch Ratings региону присвоены дол. госрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне “BB”, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте – “B” и национальный долгосрочный рейтинг – “AA.(rus)”. Прогноз по долгосрочным рейтингам – “Стабильный”. С хорошим значением рейтинга, подтвердили присутствующие финансисты, можно уверенно строить отношения с инвесторами.
Чтобы поступательно двигаться вперед, власть предложила экспертам Совета ключевые направления для сосредоточения усилий. Прежде всего, это доработка совместно с депутатами Законодательного собрания регионального закона «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве». Кроме того, это работа по созданию нормативно-правового механизма предоставления земельных участков и сопровождения инвестиционных проектов, позволяющего минимизировать бюрократическую нагрузку на бизнес. Чем уже занимается губернатор области Юрий Берг, который по поручению президента РФ возглавил рабочую группу Президиума Госсовета, темой ближайшего заседания которого станет повышение эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц. Уже сейчас ведутся активные обсуждения по существенному изменению федерального законодательства в части территориального планирования, приватизации государственных земель, а также отмены категорий земель.
Еще одно новшество – в 2013 году вступает в силу новый порядок финансирования проектов из средств Федерального инвестиционного фонда, предполагающий создание региональных инвестиционных фондов. Пока что для бюджетного кодекса это «белое пятно». Но по мере внесения изменений в федеральное законодательство будут подготовлены все необходимые документы по созданию и обеспечению эффективной работы регионального инвестиционного фонда.
Второе направление – продолжение налоговой политики по предоставлению определённых льгот для целей привлечения инвестиций, модернизации и внедрения инноваций. В апреле принят закон «Об инвестиционном налоговом кредите», заработал закон «О залоговом фонде». На ближайшем заседании Законодательного собрания будут рассмотрены поправки в закон о налоге на имущество, дающие право предприятиям в рамках проектов модернизации производства получить нулевую ставку по данному налогу. Вновь будет вынесен ежегодно принимаемый проект закона «О налоге на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков».
В качестве третьего направления предложена системная работа по улучшению инвестиционного имиджа. В этом году Оренбуржье вновь станет участником крупнейшего в России ежегодного Международного инвестиционного форума в Сочи. Готовится презентационный фильм, ведется работа по созданию инвестиционного портала Оренбургской области.
Министру экономического развития, промышленной политики и торговли Вячеславу Васину выпала честь говорить о развитии относительно новой для российской экономики сферы – государственно-частном партнерстве. Министр заметил, что одной из болевых точек нашей экономики является состояние инфраструктуры. В то же время, согласно экспертным оценкам, именно рост инвестирования в инфраструктурные объекты оказывает наибольшее позитивное влияние как на социально-экономическое развитие страны в целом, так и на повышение ее конкурентоспособности на международном рынке. И хотя государство финансирует значительную часть предоставляемых инфраструктурных услуг, спрос на инвестиции в инфраструктуру по-прежнему остается неудовлетворенным.
При этом министр обозначил ключевые, по мнению власти, сегменты инфраструктуры, инвестиции в которые интересуют чиновников в первую очередь. Это общественный транспорт, коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, туризм. При этом бюджетные ресурсы становятся инвестиционными: обеспечивают подготовку проектов и гарантируют возврат вложений частному инвестору.
Экспертам был предложен следующий порядок принятия решения по реализации проекта ГЧП. Орган власти инициирует приоритетный проект развития инфраструктуры, осуществляет подготовку проектной и конкурсной документации, на ее основе проводит конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Победитель конкурса – частный инвестор. После заключения соглашения о ГЧП он организует всю деятельность по реализации проекта: использует собственные средства, привлекает финансирование, строит, эксплуатирует объект и в соответствии с положениями соглашения о ГЧП по его завершении передает объекты в собственность органу власти.
Вячеслав Васин сообщил, что в мире, как по географии, так и отраслям применения, подобная практика широко распространена. Наиболее адаптированным к российским реалиям способом повышения эффективности бюджетных инвестиций в совокупности с частным капиталом сегодня можно считать, например, закупку у частных операторов готовых объектов «под ключ». Данный механизм интересен своей возможностью «рассрочки» оплаты из бюджета, особенно в условиях его дефицита, при наличии острой необходимости строительства объекта здесь и сейчас. Не менее интересны и такие способы, как заключение концессионных соглашений, контрактов «жизненного цикла», лизинг, акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия).
Вопрос о принятии федерального закона о государственно-частном партнерстве, обобщающего предложения регионов, стоит на «повестке дня». Опираться он будет в том числе и на региональные законы. Поэтому министр предложил членам Совета до конца недели сформулировать свои замечания и предложения по проекту закона.
Как одно из направлений работы с инвесторами членам Совета была представлена презентация отчета о работе ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» и перспективы ее деятельности, провел которую и. о. генерального директора Александр Сазонов. Сегодня в активе корпорации – шесть инвестиционных проектов на сумму свыше 12,0 млрд рублей.
Почувствовав практический настрой чиновников в данной проблеме, эксперты с удовольствием высказали свои текущие замечания по инвестиционной политике региона, а также по проекту закона о ГЧП. В целом настрой был позитивным, хотя кое-какие замечания были встречены губернатором «в штыки»: понятно, что когда тебя критикуют, то нравиться это может только мазохистам. В частности, была острая реакция на высказывание главного редактора «Эха Москвы в Оренбурге» Максима Курникова, отметившего, что можно много делать на уровне законов и проектов, но если не продвигать все эти преимущества региона на уровне PR, то вся работа может быть никому не нужна: инвесторы о ней просто не узнают. В качестве примера был приведен губернатор Калужской области, который лично каждому инвестору дает свой номер персонального телефона. Оренбургский губернатор возразил, что делает так же. Но, как оказалось, он не учитывает один момент: калужский лидер дает всем телефон и об этом всем же рассказывает, а оренбургский дает, но просит об этом не распространяться. В результате инвестор, с этими губернаторами дел не имеющий, принимая решение, будет знать, что ждать от калужского губернатора, и не знать, что – от оренбургского.
Но заседание инвестиционного Совета было лишь тестированием идей правительства перед экономическим сообществом региона. Буквально через три часа те же самые проблемы обсуждались на очередном заседании правления Оренбургского союза промышленников и предпринимателей.
Чиновники еще раз подтвердили задачу: привлечение в Оренбуржье крупных «якорных», в том числе иностранных, инвесторов для создания новых высокотехнологичных производств, формирование условий для повышения инвестиционной активности оренбургских предприятий с целью модернизации производства и снижения экологической нагрузки, создание новых малых и средних предприятий в муниципальных образованиях области. Например, американская компания «Джон Дир» планирует вложить более 3 миллиардов рублей в организацию производства сельхозтехники и создает на территории области около 600 новых рабочих мест. ООО «ЮжУралгипс», входящее в Корпорацию «ВОЛМА», начало строительство нового завода по производству стройматериалов в Беляевском районе. Инвестиции в проект составят более миллиарда рублей, это обеспечит появление 200 новых рабочих мест в территории, где рудник – это градообразующее предприятие. Начата реализация инвестиционного проекта «Строительство комплекса по глубокой переработке масличных культур» в Сорочинске. Объем инвестиций составляет 2,8 миллиарда рублей.