Вот и завершается еще один год. Он принес немало тревог, политических баталий, но в то же время наметились некие тенденции, которые подсказывают, что ждет впереди. Областная экономическая газета «Оренбургская биржа», Агентство «Масс медиа» вместе со своими экспертами, как всегда, подводят итоги, называя Человека Года, который оказал заметное влияние на год уходящий и показал вектор будущего.
Определяя имена людей, редакция выполняет лишь техническую сторону – публикацию мнений экспертов, однако признает за ними дальновидность, глубокие знания экономических и политических процессов. Стоит назвать хотя бы несколько имен представителей региональной власти и политики, чтобы понять правоту экспертов. В разные годы Человеком Года у нас становились Ольга Хромушина, Алексей Чернышев, Сергей Балыкин, Юрий Берг (в ранге мэра Орска), Юрий Мищеряков, Вячеслав Кузьмин, Владимир Фролов. Все они и сегодня остаются на острие внимания оренбуржцев, это знаковые имена. В номинации «Региональная экономика» Человеком Года были названы Назим Эфендиев, Геннадий Овчинников, Александр Маркман, Илья Мингалеев, Александр Медведев – их деятельность реально влияет на экономику области.
Напомним, проект «Человек Года», Агентство «Масс медиа» и эксперты равноудалены от всех партий и не подвержены конъюнктурным или меркантильным соображениям. Итак, газета восьмой раз подряд называет имена людей, которые внесли что-то новое, перспективное в нашу жизнь.
Номинация «Власть»: Сергей Анатольевич Гаврилин, главный федеральный инспектор по Оренбургской области.
Что может человек сделать за семь неполных месяца в новой должности? Если у него есть ясное понимание поставленных задач, железная воля и способность не пасовать перед острыми проблемами, то результат будет очевидным. Пожалуй, впервые федеральный инспектор стал для оренбуржцев представителем «большой» власти, который заметен во всех главных событиях, которые происходили и происходят на территории области. Он встречается с политической элитой и религиозными деятелями, договаривается о координации действий с руководителями силовых, властных структур, знакомится с журналистами и деятелями культуры, рекомендует в кадровый резерв выпускников региональных вузов, отслеживает развитие частно-государственного партнерства с крупнейшими предприятиями региона, берет под контроль обстановку в жилищно-коммунальном хозяйстве, присматривает за модернизацией здравоохранения, оценивает перспективы строительства новых производств… По наличию событийных поводов С.А. Гаврилин соперничает даже с губернатором
В народе его называют «ухом и оком государевым», люди более сведущие – координатором. Наверно, те и другие правы. Сергей Гаврилин систематически проводит прием граждан, 60% посетителей уходят, получив исчерпывающие ответы, реальную помощь, потому что в его компетенции объединить усилия разных ведомств, сломать административные барьеры.
Эксперты считают, что с приходом на должность Сергея Гаврилина люди начинают лучше понимать «архитектуру» власти и государства, для нас ПФО становится не мифической аббревиатуров для официальных бумаг, а чем-то более-менее конкретным, хотя бы с точки зрения тенденций развития экономики. Это стало более четко проявляться в последние месяцы. Регионы ПФО коллективно ищут «дорожные карты» по поддержке ключевых отраслей своей экономики в условиях, когда Россия вступила в ВТО. На уровне ПФО вырабатываются меры снижения административного давления на малый и средний бизнес, всерьез заговорили о создании списка ключевых инвестиционных проектов, которые получат финансовую поддержку. Все это говорит о том, что идеи Президента РФ, государственная политика по ключевым моментам экономики, совершенствования гражданского общества обрастают реальными механизмами реализации. И роль федеральных округов в этом процессе становится более ясной и заметной.
Главный федеральный инспектор С.А. Гаврилин первым в этой должности в Оренбуржье максимально открыт для общественности, она может знать о каждом его шаге – теме деловых встреч, именах собеседников, адресах командировок, выступлениях на совещаниях… Понятно, что он выражает позицию Президента, но очевидно, что без внутренней убежденности он не был бы так убедителен, лаконичен. А его работоспособность дает основания для надежд в том, что Оренбуржье не выпадет на обочину значимых проектов как в ПФО, так и России.
Номинация «Экономика»: Сергей Борисович Дорноступ, генеральный директор ООО «Центр инвестиционных технологий».
Этот год войдет в историю, потому что в отсталую, неэффективную отрасль оренбургской экономики пришел частный инвестор. Жилищно-коммунальная инфраструктура досталась нам от советских времен и сегодня надрывается и трещит по швам, поглощая деньги населения, социальных и промышленных объектов. Более 600 котельных на территории области должны быть в срочном порядке заменены. Программа реформирования ЖКХ и модернизации теплового хозяйства, действующая в 2008-2011 годах, не достигла своих целей, а попросту не была профинансирована. Финансирование областной целевой программы модернизации инфраструктуры пока тоже нельзя назвать достаточной, чтобы такими темпами к 2016 году обновить все тепловое хозяйство, сделать его энергоэффективным, надежным и не обременительным для потребителей услуг ЖКХ.
В начале года Сергей Дорноступ на одном из совещаний руководителей МО и коммунальных предприятий заявил, что выход есть – это частные инвестиции, и Центр инвестиционных технологий готов включиться в процесс модернизации муниципальных коммуналок. В октябре начались вводы в эксплуатацию современных модульных котельных, которые взяли на себя подачу тепла и горячей воды на объекты социальной сферы в селах Каменно-Озерное, Неженка, Нижняя Павловка, Никольское – это рядом с Оренбургом. Всего построено 16 котельных в пяти районах области, только две из них пока не запущены, но после новогодних праздников Центральная больница в Ясном и школа будут подключены к новым котельным.
Инвесторы вложили в проект 70 миллионов рублей, еще 9,2 миллиона они получили в виде гранта по областной целевой программе энергосбережения.
- Мы благодарны министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, что оно поддержало наш проект, - признается С.Б. Дорноступ. – Правда, в одобренном министерством проекте присутствуют только 14 котельных. Но мы посчитали необходимым в обязательном порядке заменить еще две котельные в Ясненском районе, так как они могут не выдержать зимних пиковых нагрузок.
В принципе, частные инвесторы выполнили объем работ сопоставимый с тем, что в нынешнем году собирались сделать по областной целевой программе модернизации инфраструктуры ЖКХ. И Дорноступ вместе с ООО «АФМ-Инвест» не собираются в будущем году снижать темпы своей инвестиционной активности. К их опыту приглядываются другие инвесторы. Поэтому им не лишне знать все «подводные камни», о которые можно спотыкнуться.
Во-первых, чрезвычайно много сил и времени у инвесторов ушло на выделение, согласование земельных участков под установку котельных, в муниципальных образованиях не всегда есть четкое представление о владельцах земли – то ли это федеральная собственность, то ли областная… Приходилось несколько раз переделывать проекты привязки «к земле». На некоторых участках до сих пор не оформлены долгосрочные договоры аренды земли. Такое положение дел при смене глав МО не дает инвестору уверенности в завтрашнем дне. Это вторая проблема.
На 90% объектов муниципалы халатно подготовились к запуску котельных и присоединению их к отапливаемым объектам, вернее, они вовсе не подготовили теплотрассы. Инвесторам самим пришлось устанавливать новые, латать, промывать. На это ушло еще 13 незапланированных миллионов рублей. Это удлинит срок окупаемости проектов.
Гарантией успеха инвестпроекта стало сотрудничество с ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и ОАО «Оренбургоблгаз», которые сопровождали действия инвесторов в каждом населенном пункте. «Облгаз» действовал параллельно с проектом Дорноступа, строя внутрипоселковые газопроводы, ведущие к новым котельным. Их общая длина составила порядка 4 километров, а объем капвложений – 10 млн. рублей.
Четвертым фактором, усложнившим работу инвесторов, может служить неквалифицированный персонал, который работает в МО на объектах теплоснабжения и легко путается в незамысловатой системе подачи и обратки. Финансирование по остаточному принципу подготовки к работе в зимних условиях, расчет на «авось, пронесет» противоречат самому принципу работы энергосберегающей котельной. Сегодня на некоторых объектах приходится снижать давление подачи воды, потому что есть риск, что старые теплотрассы просто не выдержат. Получается, что муниципалы плачут над своим коммунальным старьем, но при этом не хотят хоть немного пошевелиться, чтобы достойно встретить инвесторов. Есть подозрение, что дело не только в недостатке финансовых средств, но и в менталитете.
И все же, проект Дорноступа состоялся. Для Оренбуржья – это революция в коммунальной отрасли, да и в России проекты такого масштаба пока не известны.