17 декабря 2012 года губернатор Оренбургской области Юрий Берг подписал Постановление Правительства области под № 1066-П «Об утверждении положения о ведении топливно-энергетических балансов в Оренбургской области с использованием региональной информационно-аналитической системы». В принципе, это Постановление устанавливает прочный фундамент для создания результативной региональной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Без оперативных и достоверных данных о производстве, добыче, поступлении, передаче, сбыте и потреблении топливно-энергетических ресурсов, срокам их предоставления даже говорить об управлении процессом энергосбережения – занятие, не достойное серьезного внимания. А губернатор в этом деле явный прагматик, он хочет видеть конкретный результат областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2012-2015 годы и целевые установки на период до 2020 года». Причем, Берг и его профильное министерство стремятся не отслеживать этот процесс, а максимально влиять на него, задавая приоритеты, казалось бы, непосильные темпы.
Не уступим лидерства
Сказать, что у Берга нет оппонентов, значит, согрешить. Они есть, как объективные, так и субъективные. К объективным можно отнести факт: Оренбуржье с точки зрения потенциала традиционной выработки электроэнергии – регион более чем самодостаточный. Ирикла и Сакмарская ТЭЦ работают не в полную мощность. Казалось бы, зачем развивать альтернативную энергетику? А смысл областной целевой программы как раз и состоит в переводе стрелок энергосчетчиков на сберегающие технологии, изменение энергобаланса в пользу пока мало кому здесь известных энергий солнца, ветра. Не дожидаясь формирования федеральных подходов к тарифной политике на альтернативные киловатты и государственному стимулированию, в Оренбуржье дан зеленый свет компании «ВентРус», которая приступила к реализации первого в России проекта промышленного производства энергии с помощью неисчерпаемого источника – ветра. В конце прошлого года подписано Соглашение со швейцарской компанией «Авелар Солар Технолоджи» на строительство солнечных электростанций мощностью от 25 до 100 МВт. Недавно представители компании и их коллеги из ООО «Хевел» были в Оренбурге и провели круглый стол, на котором хотели предметно обсудить механизмы реализации своего проекта. Казалось бы, ни до чего не договорились. И кое-кто, хмыкнув, покинул заседание, посчитав популизмом эту затею. Но после официальной части, вроде бы не конструктивной, всё же продолжился диалог. В результате: в Соль-Илецке решено выделить 100 гектаров земли для строительства первой солнечной электростанции промышленного масштаба. Губернатор лично контролировал и добивался намеченного результата переговоров.
Конечно, скептики не успокоятся, пока эти пилотные проекты по ветру и солнцу не заработают. А у Ю.А. Берга есть шанс остаться в истории губернатором, вернувшимся к управлению экономикой региона.
В эту тему можно добавить договоренность с «Газпромом» о строительстве в области сети заправочных станций для транспорта, переведенного на газомоторное топливо. Одной из первых в России у нас установлена и успешно работает биоустановка по переработке отходов животноводства и производству метана. Еще на ее пуске в Самородово губернатор поставил цель: создать станции для заправки автомобилей метаном. В ближайшие недели этот проект будет реализован.
Должно быть понятным, что все эти проекты – пилотные, первые в России. Но кто-то должен начинать догонять европейские страны в выработке и применении альтернативных источников энергии. Почему бы ни энергодостаточный, по традиционным меркам, регион под названием Оренбуржье? Мы живем на газе и нефти, знаем их цену, как и то, что они – не вечны.
Знать, чтобы управлять
- Губернатор Ю.А. Берг в Постановлении № 1066-П поручил министерству экономического развития, промышленной политики и торговли осуществлять ведение сводного топливно-энергетического баланса Оренбургской области, - рассказывает первым замминистра Ю.Д. Старостин. – Наше министерство отвечает за реализацию областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности», в которую вкладываются солидные бюджетные средства. Программой предусмотрено ежегодное снижение энергоёмкости в 3,5%, и вот уже пять лет подряд этот контрольный показатель энергоэффективности региональной экономики успешно достигается. Однако федеральное законодательство ставит новые задачи, они связаны с изменением структуры энергобаланса, к 2020 году необходимо достигнуть 4,5% в объеме производства электроэнергии за счет возобновляемых, альтернативных источников энергии. Эта работа требует постоянного и точного мониторинга производства и потребления энергоресурсов, без этого невозможно управлять процессом. Чтобы создать актуальную базу данных, министерство выполнило большую работу по разработке и внедрению региональной информационно-аналитической системы топливно-энергетического баланса (РИАС ТЭБ – ред.) Оренбургской области.
Система была доработана и модернизирована в соответствии с новыми редакциями федерального и областного законодательства. При этом данные прошлых лет сохранены в тех же вэб-формах, что используются сегодня для ввода оперативных данных, позволяющих осуществлять мониторинг и оценку энергоэффективности не только по итогам года, но и отчетных кварталов.
Пользователями системы являются не только органы государственной власти Оренбургской области, администрации муниципальных образований, государственные учреждения, унитарные предприятия, но и предприятия топливно-энергетического комплекса, другие хозяйствующие субъекты. Для каждого уровня источника информации разработаны подсистемы и сервисы загрузки данных, их оценки. Для этого организовано обучение персонала, отвечающего за составление ТЭБ, актуализацию баз данных в единой РИАС. Подсистема генерации отчетов по показателям энергоэффективности позволяет получить тематические отчеты, как сводные, так и для каждого муниципального образования, бюджетного сектора, коммунальной инфраструктуры или промышленных предприятий ТЭК.
- Данные, занесенные в систему, дают характеристику производства и потребления энергоресурсов, их объемов, показывают эти процессы в динамике, - подчеркивает В.П. Нагорнов, начальник отдела по развитию энергетического потенциала. – Министерство лет пять совершенствовало эту систему, чтобы получить реальный инструмент для анализа и управления топливно-энергетическим балансом области. Сегодня программа набирает обороты, и мы видим, как в «большую» энергетику начинает включаться «малая», альтернативная, как изменяется их соотношение. Важно, что РИАС помогает координировать действия органов власти и хозяйствующих субъектов, чтобы достичь контрольных показателей областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010-2015 годы и целевые установки на период до 2020 года».