Нужен ли общественный контроль над органами власти в стране? А если нужен, то в какой форме он должен осуществляться? 26 сентября прошло заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа, на котором и обсуждались эти вопросы, стоящие перед обществом. Мероприятие проходило с участием председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко и полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.
Мы решили, что читателям будет интересно и полезно познакомиться с позициями и мнениями его главных участников, обозначенных в их докладах и выступлениях. Поэтому приводим самые интересные моменты из них.
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.
О выборах
«С учетом того, что мы живем в новой политической системе, было бы уместно ввести обратно графу «против всех». Та часть населения, которая не определилась в своих политических предпочтениях, должна иметь свою графу. Есть часть протестного населения, которая хочет прийти и сказать, что ни одна из этих партий ее не устраивает, и она хочет проголосовать против всех. Наличие такой графы позволит, во-первых, увеличить явку на выборы, во-вторых, по итогам выборов мы будем иметь более чистую политическую картину и понимать: сколько реально граждан поддерживают ту или иную партию, а сколько граждан оппозиционно настроены и к власти, и к существующим партиям».
Об открытости
«Важнейший сегодня запрос общества – открытость власти. Мы очень много делаем, чтобы сделать нашу деятельность максимально открытой для населения. Это, безусловно, должны делать и региональные органы исполнительной и законодательной власти, и муниципальные органы. Мы должны использовать все новые возможности для того, чтобы открыть нашу деятельность. Совет Федерации перешел к трансляции в режиме on-lineв Интернете не только пленарных заседаний, но и заседаний комитетов и парламентских слушаний. Мы создали интерактивный сайт, где все желающие могут обсуждать проекты законов и вносить свои предложения. Впервые в истории России мы запустили парламентское телевидение. Мы хотим показывать лучшие практики работы парламентов, органов исполнительной власти, то, что происходит в регионах, чем живут регионы, какие есть проблемы».
О страхах и недоверии
«Общественной активности граждан не надо бояться. Некоторые консервативные лидеры говорят: «Караул! Беда! Митинги, протесты!» Это мощный ресурс развития страны. Мы это должны понимать. Если мы не включим граждан в активное управление государством, если они не почувствуют, что от их голоса зависит принятие решения, если не будет того общественного контроля, о котором мы с вами говорим, мы не построим эффективное государство для людей. Власть будет отдельно, народ будет отдельно. Очень серьезная проблема сегодня – это большая степень недоверия граждан к власти. Вот этот разрыв надо снимать, уменьшать. Уменьшать его надо через развитие институтов гражданского общества. Не формальное, не на словах, а реальных институтов гражданского общества».
О номинальности и реальности
«Уже сформировались и апробированы различные формы общественного контроля и гражданской активности. Назову некоторые из них: это общественные палаты федерального и регионального уровней, это экспертные научные советы при президенте, при Совете Федерации, при других структурах. Такие важные институты вроде бы есть, но если проанализировать эффективность их работы, то нельзя сказать, что мы ими удовлетворены. Надо уйти от заорганизованности, уйти от формализма, уйти от штатных людей, которые присутствуют во всех советах, структурах. Одни и те же лица, от которых люди уже устают и хотят перемен. Давайте посмотрим региональные палаты. Не буду называть регионы, но они подчас как придатки власти, как обслуживающий власть элемент, когда нужно что-то рассмотреть, нужно что-то правильное сказать. Как правило, это удобные люди, известные люди – спортсмены, народные артисты. Замечательные люди, ничего не могу сказать. Но если мы хотим реально общественного контроля над деятельностью министерств и ведомств, давайте позовем наших самых главных оппонентов. Пусть они заседают в Общественном совете. Давайте слышать их. Если они предлагают что-то конструктивное, это надо принимать».
Михаил Бабич, полномочный представитель президента РФ в ПФО.
О чванстве и произволе
«Путин недавно очень точно охарактеризовал причину протестного настроения людей. Дословно он сказал, что «люди устали от чиновничьего чванства и произвола». Что люди не могут пробиться через эти непробиваемые стены и именно это в значительной степени является основой тех протестных настроений и их проявлений, иногда даже в крайней форме, которые мы с вами наблюдаем в регионах не только нашего округа, но и страны. И бороться с этим чванством и произволом, этой «заборзовелостью» можно только одним способом – создавать независимые, профессиональные, объективные органы общественного контроля».
О направлениях контроля
«Общественный контроль должен сегодня охватить по сути дела все сферы нашей жизни, особенно те коррупционноемкие направления, о которых сегодня не говорит только ленивый. Но, по большому счету, пока нам далеко продвинуться не удалось. Я имею в виду и государственный муниципальный заказ, я имею в виду эффективность расходования средств на нужды образования, здравоохранения, притча во языцех – это сфера ЖКХ, тарифообразование. И здесь нам как никогда нужен объективный независимый общественный контроль».
О независимости и сферах контроля
« Еще один вопрос – это обеспечение независимости органов контроля. Надо продумать такие законодательные механизмы, когда орган, при котором формируется общественный совет или иной орган общественного контроля будет иметь минимальное влияние на сам принцип и механизм формирования общественного совета. Должен быть определен исчерпывающий перечень вопросов, к которым может быть допущен общественный совет или орган общественного контроля, потому что зачастую очень многие вопросы у нас уводятся под государственную тайну, коммерческую тайну, налоговую тайну. Еще разные тайны существуют. Это все понятно и имеет место быть, но до абсурда доходить не нужно».
Об ответственности
«В свою очередь такой либеральный и демократичный подход должен иметь и вторую сторону медали – должна быть и ответственность самих общественных контролеров за предоставление недостоверной информации по тем или иным вопросам. Здесь должна быть улица с двусторонним движением».
О сильных и слабых
«Сильный и эффективный руководитель, на мой взгляд, сам крайне заинтересован в независимом, профессиональном, объективном общественном контроле, который позволяет оценить и свою деятельность как руководителя, и деятельность своих подчиненных, а самое главное – получить реальную оценку с мест о тех инициативах, о тех задачах, о тех программах, которые мы реализуем. Зачастую нам кажется, что они идут во благо, а практика показывает, что иногда мы как руководители не понимаем насколько эффективно у нас получилось решить ту или иную задачу. И с другой стороны, только слабый руководитель боится таких органов контроля, боится такой позиции. И либо это непрофессионализм, некомпетентность, либо этим руководителям есть, что скрывать и от общества, и от своего непосредственного руководства».