45 процентов жителей Оренбургской области живут в сельской местности. Ежегодно на поддержку села тратятся баснословные суммы – суммарно до 10 миллиардов рублей. При этом отрасль не производит даже четверти валового регионального продукта, а сельское население области за год, по данным Общественной палаты, снизилось на 20 тыс. человек. Люди попросту «сваливают» из села, не видя никаких перспектив. Про урожайность, саранчу, брошенные земли мы скромно умолчим.
Возглавить в таких условиях отрасль – это смелый поступок, граничащий с безумством. Уходить с «нагретого» места – храбрость вдвойне. Нужно быть чрезвычайно уверенным в своих силах, чтобы попытаться переломить негативные тенденции, формирующиеся десятилетиями. Что подвигло Михаила Маслова полгода назад покинуть кресло начальника регионального Россельхознадзора, где он был на ведущих ролях, и пересесть на место министра «черной дыры» (как еще недавно называли сельское хозяйство)? Об этом мы и задали вопрос министру после окончания уборочной кампании.
– Не жалеете ли Вы о принятом полгода назад решении возглавить министерство?
– Сельское хозяйство – сфера очень сложная, а я не понаслышке знаком с проблемами АПК. Все-таки вся моя трудовая деятельность, а это без малого 30 лет, связана с сельским хозяйством.
– Было ли у Вас представление о том объеме работ, который предстоит сделать для нормализации работы отрасли?
– Планов и перспектив много, и если говорить коротко, то это формирование рыночных отношений и развитие предпринимательства на основе сельскохозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
– Сейчас, по прошествии полугода, можете сказать: в чем главная проблема сельского хозяйства Оренбуржья? Решаема ли она и какими методами?
– Актуальной проблемой современного сельского хозяйства является сохранение и повышение плодородия почвы с применением рациональных севооборотов, почвозащитных приемов обработки почвы, посева средоулучшающих культур, применение оптимальных доз минеральных удобрений, насыщение севооборотов бобовыми культурами, применение сидеральных культур.
– Погодные условия, вредители, скудная почва – это условно постоянные факторы, они присутствуют всегда. Повлиять на них вряд ли представляется возможным. А есть ли факторы, которые изменить реально, и как это сделать?
– Один из способов противодействия неблагоприятным климатическим условиям – расширение посевов более засухоустойчивых культур – прежде всего кукурузы, подсолнечника, проса, сорго, нута, которые используют в полной мере имеющуюся в почве продуктивную влагу. В этом сельхозпроизводителям помогают разработки оренбургских ученых (в частности, выведены сорта яровой мягкой пшеницы «Варяг» и «Учитель», которые в разных зонах области дают прибавку 1–2,6 ц с 1га; сорта твердой пшеницы «Оренбургская 10» – 1–3,3 ц с га, «Оренбургская 21» – 1,5–6,6 ц с 1га; сорта ячменя «Анна» – 1,1–7,8 ц 1га, «Натали» – 3,3 ц с 1га, а сорт проса «Оренбургское 20» превосходит по урожайности другие сорта на 4,0 ц с 1 га).
В области разработаны и внедряются почвозащитные и почвоохранные приемы обработки парового поля под твердую яровую пшеницу, защищающие почву от водной, ветровой и биологической эрозии; система применения минеральных удобрений в севооборотах и бессменных посевах.
В засушливых условиях орошение является самым эффективным средством развития растениеводства. В то время, когда система агроприемов смягчает влияние засухи, поливное земледелие обеспечивает получение высоких урожаев независимо от климатических условий. В связи с этим мы хотим к 2020 году ввести в эксплуатацию 7,0 тыс. га мелиорируемых земель, провести агролесомелиоративные работы на площади 2,5 тыс. га для защиты сельскохозяйственных угодий от ветровой и водной эрозии.
Уже в этом году выполнено:
- предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота 41,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий (100 % от запланированного);
- защищено и сохранено от ветровой эрозии и опустынивания 6,1 тыс. га (100 % от запланированного);
- введено в эксплуатацию мелиорируемых земель 138 га (100 % от запланированного).
– Почему в Оренбургской области в отрасли есть хозяйства, зачастую расположенные по соседству, в которых урожайность различается в разы? И как распространить опыт успешных хозяйств на остальных?
– Составляющими успеха сельскохозяйственного предприятия являются обеспеченность высококвалифицированными кадрами, наличие и использование новейших технологий в растениеводстве, использование современной широкозахватной, энергосберегающей и высокопроизводительной техники, позволяющей снизить затраты на ГСМ, уменьшить сроки обработки почвы, увеличить нормы выработки и снизить затраты людских ресурсов.
Главной задачей в повышении урожайности сельскохозяйственных культур является разработка новых и эффективных технологий выращивания зерновых культур с использованием комплекса агротехнических приемов: рациональные севообороты; научно разработанные системы обработки почвы и внесения удобрений, подбор сортов зерновых, обладающих в местных почвенно-климатических условиях наиболее ценными биологическими свойствами; использование семенного материала высокого качества; тщательный уход за посевами и борьба с сорняками, болезнями и вредителями; своевременная и высококачественная уборка урожая. Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области распространяет опыт передовых хозяйств на проводимых семинарах и совещаниях на территории этих хозяйств, а также в средствах массовой информации.
– Насколько далек (или близок) менталитет руководителей сельхозпредприятий с реалиями сегодняшнего дня? Хватает ли компетенций в отрасли?
– В Оренбургской области в агропромышленном комплексе имеется огромный дефицит квалифицированных специалистов: агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, зоотехников-селекционеров, операторов по искусственному осеменению и других.
В области работают 437 агрономов, в том числе с высшим образованием – 58 %, среднеспециальным – 38 %, без образования – 4 %.
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области совместно с Институтом заочного и дополнительного профессионального образования Оренбургского государственного аграрного университета регулярно проводят курсы повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса области. Также министерством ежегодно проводятся семинары-совещания с участием руководителей и специалистов по всем направлениям сельскохозяйственного производства, на которых информирует сельхозтоваропроизводителей о достигнутых результатах передовых хозяйств области и других регионов Российской Федерации.
– На недавнем совещании с участием федерального министра Федорова прозвучала довольно резкая критика в адрес областного сельского хозяйства. Была ли она обоснована или это было сделано «на публику»?
– Нельзя не согласиться с начальниками департаментов федерального ведомства, что в Оренбургской области низкий уровень развития молочного скотоводства, низкие показатели по урожайности сельскохозяйственных культур.
На начало текущего года в области в хозяйствах всех категорий имелось 281,9 тыс. коров, что составляет 92,8 % к уровню 2007 года, в то время как в Приволжском федеральном округе только 86,1 %.
Тем не менее по численности крупного рогатого скота и коров область занимает третье место в Приволжском федеральном округе, уступая лишь республикам Татарстан и Башкортостан. Но по уровню продуктивности мы существенно отстаем от других регионов. Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2008–2012 годы предусматривалось произвести молока в 2010 году 853,0 тыс. тонн, в 2011-м – 863,0, в 2012 году – 875 тыс. тонн. Произведено молока соответственно 861,1 тыс. тонн, 818,7 и 829,4 тыс. тонн, или соответственно 100,9 %, 94,9 % и 94,8 %. С 2010-го по 2012 год предусматривалось увеличить объемы производства молока на 22,0 тыс. тонн, фактически они сократились на 31,7 тыс. тонн.
По объемам производства и потребления молока на душу населения область значительно выигрывает по отношению как к Приволжскому федеральному округу, так и в целом по Российской Федерации.
Невыполнение индикаторов по объему производства молока в 2011 и 2012 годах объясняется объективными причинами. Это в первую очередь засуха, которая имела место с 2010 года, и крайне тяжелое экономическое состояние хозяйств.
Одно из замечаний директора департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации касалось крайне низких цен на сырое молоко по Оренбургской области. Да, такое явление присутствует, закупочные цены на молоко значительно ниже, чем в среднем по федеральному округу и в целом по Российской Федерации. Для исправления этого положения нами проведено совещание «О состоянии дел на рынке молока в Оренбургской области» с приглашением сельхозтоваропроизводителей и переработчиков молока. Частично положение нормализуется, но довести закупочные цены до 18 рублей без НДС за 1 кг товарного молока высшего сорта они не имеют возможности из-за потери рентабельности производства.
За 8 месяцев 2013 года племенными организациями Оренбургской области было реализовано 731 голова племенного молодняка крупного рогатого скота. Это почти в три раза ниже уровня прошлого года. Племенные хозяйства готовы к реализации, молодняк есть, но нет спроса на него. Было отмечено, что хозяйствами области в недостаточном количестве приобретаются и вносятся минеральные удобрения. В 2013 году приобретено и внесено сельскохозяйственными товаропроизводителями минеральных удобрений 7,9 тыс. тонн в д. в. (44 % от потребности).
По внесению минеральных удобрений на гектар посевной площади в Приволжском федеральном округе Оренбургская область занимает 13-е место.
– Сельское хозяйство – одна из немногих отраслей, постоянно пользующихся возмездной и безвозмездной поддержкой государства. Считаете эту практику оправданной? Не формирует ли такой подход у менеджеров отрасли сугубо потребительское отношение: дайте денег, а иначе…?
– По состоянию на 24 октября 2013 года на оказание государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Оренбургской области из федерального и областного бюджетов направлено более 4,1 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Финансовая поддержка АПК области осуществляется по целому ряду направлений, большинство мероприятий финансируются целый ряд лет и являются в определенной мере привычными для сельхозтоваропроизводителей области. Но 2013 год принес и ряд особенностей в осуществлении финансовой поддержки сельского хозяйства.
Первое – это введение несвязанной поддержки в растениеводстве. На сегодня это самый весомый вид поддержки – из областного и федерального бюджетов сельхозтоваропроизводителям области перечислено более 2,1 млрд рублей, и выплачены они были своевременно – перед началом полевых и уборочных работ. На следующий год при оказании мер по несвязанной поддержке министерством планируется предусмотреть стимулирование сельхозтоваропроизводителей, занимающихся животноводством, как это сделано в ряде регионов.
Второе нововведение этого года – разделение кредитов при субсидировании на используемые в растениеводстве и на используемые в животноводстве. В 2013 году на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам направлено из областного и федерального бюджетов 380,8 млн рублей.
Третье нововведение этого года – субсидирование из федерального бюджета части затрат на 1 кг реализованного товарного молока в дополнение к субсидиям, выплачиваемым ранее из областного бюджета. На эти цели из федерального бюджета в 2013 году было выделено первоначально 44,2 млн рублей, затем с учетом дополнительных лимитов сумма субсидий увеличена до 59,0 млн рублей. В настоящее время на этот вид субсидий из бюджетов всех уровней направлено 328,5 млн рублей.
Четвертое нововведение – уплата страховой премии в области животноводства. Из федерального и областного бюджетов на эти цели выплачено 6,3 млн рублей. Также предусмотрена выплата субсидии по компенсации расходов на удорожание стоимости приобретенных кормов при производстве свинины, мяса птицы и яиц на общую сумму 155,2 млн рублей. Кроме того, с 2013 года введено субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в размере 25–30 % стоимости, на эти цели из бюджета области направлено 75,0 млн рублей, а также государственная поддержка отрасли коневодства – 6,0 млн рублей.
– На чем Вы как министр будете настаивать, когда будут рассматриваться проекты, программы поддержки, перспективы отрасли на будущий год?
– Для меня первоочередная задача – это повышение эффективности реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013–2020 годы» через создание, в том числе новых, механизмов и инструментариев. Сегодня министерство осуществляет межотраслевое управление по вопросам государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства, и в мою задачу входит вывести работу министерства на качественно новый уровень.