В прошлом отопительном сезоне в областном ЖКХ произошла революция. В отрасль пришел частный инвестор. ООО «Центр инвестиционных технологий» на собственные средства установил в пяти районах области 19 новых модульных котельных. Под их надежное, энергосберегающее «крыло» пошли важнейшие социальные объекты – сельские школы, больницы, детские сады, ФАПы… За несколько месяцев инвестор сделал значительно больше для модернизации коммунальной инфраструктуры, чем областные и муниципальные власти за десятилетие. Факт уникальный не только для Оренбургской области, но и для России.
Второй частный инвестор – ООО «Сырт» - оснастил новые котельные системами телеметрии для оперативного управления с одного диспетчерского пункта, который находится в Оренбурге.
Еще летом в частной беседе Сергей Дорноступ утверждал, что Центр инвестиционных технологий продолжит установку энергосберегающих котельных в районах области, назывались даже конкретные адреса будущих вложений частных инвестиций. Время идет, накануне новый отопительный сезон. Однако второй этап инвестиционного проекта, кажется, приостановился. В чём дело?
Об этом мы решили спросить у руководителей двух компаний – С.Б. Дорноступа, ООО «Центр инвестиционных технологий» и Д.П. Черноусова, ООО «Сырт».
Д.П. Черноусов. Из 42 потребителей, которых мы подключили в прошлом году к диспетчеризации сейчас с ООО «Сырт» заключили договоры на обслуживание в предстоящем отопительном периоде 32. Остальные – думают.
- А тепло и горячую воду они будут брать с новых котельных?
Д.П. Черноусов. Это вопрос скорее всего о нашей незащищенности как частных инвесторов. Сначала нас позвали: «Ребята, приходите, нам нужна котельная». Мы сделали котельную, установили системы автоматики, обогревали больницы, школы. В июле потребители получили новый тариф. Он их не устроил. И теперь они говорят, что новая котельная им не нужна.
С.Б. Дорноступ. Дело в том, что «на берегу», входя в проект, мы сами не знали, как он сложится по затратам. Когда устанавливали новые котельные, оказывалось, что старые тепловые сети не выдержат нагрузки – в оперативном порядке приходилось за собственный счет прокладывать новые. Даже внутри помещений иногда приходилось заменять системы отопления и горячего водоснабжения. Бюджетные организации или не имели средств для выполнения этих работ, или переоценили состояние старых теплосетей, или откровенно рассчитывали, что инвестор в такой безвыходной ситуации возьмет расходы на себя. Нам эти внеплановые работы влетели в копеечку. Но все запланированные объекты мы сдали, потребители получили надежные и энергоэффективные системы теплоснабженая и горячего водоснабжения. Этот эпизод характеризует сложившееся представление о частном инвесторе, на которого можно сложить все проблемы и не волноваться, что он не справиться.
Сейчас речь о том, что мы и сами не могли знать, какой тариф, включающий инвестиционную составляющую, утвердит Департамент по ценам.
- Судя по реакции потребителей, они им не понравились. А вас устроили?
Д.П. Черноусов. Департамент по тарифам просчитал нам всё по минимуму, рентабельность средств, вложенных ООО «Сырт», составляет 1%.
С.Б. Дорноступ. Вот и получается, что мы за 5 лет в лучшем случае вернем свои затраты, при условии низкой инфляции. А где доходность инвестора? Её нет. Потому позиция потенциального инвестора в сферу ЖКХ: лучше свои деньги положить в банк под 10% годовых и ничего не строить.
- А какова реакция региональной и муниципальных властей? Ведь сегодня очевидно, что без привлечения частных инвестиций обновление инженерной инфраструктуры ЖКХ невозможно, денег хватает только на один – два объекта в год, а в очереди несколько сот старых, «прожорливых», ржавых котельных.
С.Б. Дорноступ. Центр инвестиционных технологий представлял свой проект в министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли и получил грант на его реализацию. В энергоэффективности никто не сомневается. Только в Оренбургском районе на наших 8 котельных экономия по газу в прошедшем отопительном сезоне составила 12 миллионов рублей. Реализацией нашего инвестиционного проекта довольны и в министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области – мы сняли с них часть острой головной боли, потому что ставили новые котельные там, где старые просто не могли обеспечить безопасность теплоснабжения. Но вот дальше с правительством области не сложилось часто-государственного партнерства. Потребители наших услуг, получив новые тарифы, оказались один на один с финансовыми проблемами и не видят, что эти проблемы будут решать в профильных министерствах. Я вообще боюсь, что там скажут о дефиците бюджета на этот год, да и на будущий, в том числе статей расхода на услуги ЖКХ организаций здравоохранения, образования области.
- Мне не понятно, что происходит. Что, в Минздраве и Минобразования не понимают, что котельные для больниц и школ построены на деньги инвестора и эти деньги надо возвращать, учитывая приемлемую инвестиционную составляющую? Эти средства надо закладывать в бюджет, как, впрочем, и делалось раньше – только на дотирование убыточных котельных. Сейчас Вы боитесь, что бюджеты на конец этого года не пересмотрят в пользу оплаты услуг ЖКХ по новым тарифам, да и учет интересов инвесторов на будущий год тоже под вопросом?
С.Б. Дорноступ. Вот эта несогласованность, непрозрачность взаимоотношений государства и частного инвестора сегодня является камнем преткновения для вхождения частных инвестиций в инфраструктурные проекты и решение неотложных общественных задач. Области нужен инвестиционный закон, в котором прописаны цели, задачи, ответственность при реализации инвестиционных проектов как представителей органов власти, так и инвестора. И под этот закон необходимо выделять финансирование из областных и муниципальных источников.
- Но есть же целевая областная программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области на 2012-2016 годы», где расписаны по годам объекты, их стоимость, срок окупаемости…
Д.П. Черноусов. А она выполняется? Эта программа всегда у меня на рабочем столе, но там кроме общих фраз, типа «отказывать содействие» не раскрыты механизмы частно-государственного партнерства, возврата вложенных инвестиций, уровень их доходности. Исчерпывающих ответов на наши проблемы и вопросы эта программа не дает.
- Вы правы. Быть может, это и не цель областных целевых программ. Механизмы ГЧП надо создавать и закреплять на системном уровне. В правительстве области уже не первый год говорят о региональном законе о государственно-частном партнерстве. Сегодня это тема № 1 и депутатов Государственной Думы. На мой взгляд, именно в этом законе надо четко прописать ответственность, в том числе и финансовую, как инвестора, так и муниципалитета или региональной власти, чтобы не было недомолвок и обманутых ожиданий с обеих сторон. А что важно для Вас?
С.Б. Дорноступ. Нам важно определить честные, взаимовыгодные правила игры. Вкладывая свои капиталы в решение важных социальных вопросов, помогая в этом власти всех уровней, инвестор рассчитывает на доходность – это закон бизнеса, экономики. Размер доходности и сроки окупаемости частно-государственных проектов должны быть определены «на берегу» и быть неизменными и обязательными для исполнения обеими сторонами. Общество должно понимать, что сегодня частный бизнес – это социально-ответственный бизнес и достоин уважения.
- Не могу всё же не спросить Вас, Сергей Борисович. Центр инвестиционных технологий будет продолжать начатую программу модернизации инженерной инфраструктуры ЖКХ, будут новые котельные в селах области?
С.Б. Дорноступ. Мы будем это делать. И в дальнейшем всё же планируем переходить на увеличение зоны покрытия новыми котельными. Пусть они будут разной мощность, но в сумме дадут большой объем, на котором можно будет решить проблему тарифов на теплоэнергию, сделать их выгодными как потребителям, так и инвесторам.
- Оренбуржью явно повезло, что у него есть такой надежный, терпеливый и ответственный инвестор. Спасибо Вам, господа, за откровенный разговор на очень сложную тему.