Модернизация систем коммунальной и инженерной инфраструктуры, развитие территорий, развитие транспортной и социальной инфраструктуры – чтобы решить эти вопросы, органы государственной власти и местного самоуправления сегодня все чаще не могут обойтись только бюджетными средствами и взаимодействуют с бизнесом на основе государственно-частного партнерства. Сотрудничество власти и бизнеса важно при решении социально-экономических задач развития отдельных территорий муниципальных образований и для региона в целом.
Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) уже давно разработаны и успешно используются во многих странах мира. Россия же находится в стадии создания необходимых условий для развития ГЧП и уже осуществила ряд крупных проектов, в основном в создании транспортной инфраструктуры. Оренбургская область входит в тридцатку регионов по уровню развития государственно-частного партнерства и уже имеет опыт успешной реализации проектов в различных сферах. Но, несмотря на принятие областного закона, регулирующего реализацию проектов ГЧП в рамках области, проблемы существуют.
Результаты и перспективы развития государственно-частного партнерства в нашем регионе представители правительства области, профильного министерства, а также главы муниципальных образований и представители бизнес-сообщества области, которые напрямую заинтересованы в развитии данного партнерства, обсудили 2 июля на расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты Оренбургской области.
Открывая заседание, президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев объяснил выбор тематики встречи: «Термин «государственно-частное партнерство» прочно вошел во все речи наших руководителей, во все документы, в том числе и Правительства Оренбургской области. Но большинство руководителей на предприятиях слабо представляют себе механизм этого партнерства. В этом мы убедились, готовя это заседание. Бизнес не очень информирован и не очень нацелен на ГЧП.
- ГЧП – это как супружеские отношения, строящиеся по расчету. Цель обсуждения – продвинуться вперед в плане понимания интересов друг друга! – отметил Виктор Андреевич.
Далее он передал слово вице-президенту ТПП области Олегу Авдееву, который рассказал собравшимся о том, что такое ГЧП, каково состояние дел с реализацией проектов в нашей области и о том, какие барьеры и проблемы были выявлены в ходе подготовки к заседанию: «Существующий потенциал взаимодействия бизнеса и государства в рамках государственно-частного партнерства пока используется недостаточно плодотворно. Это характерно как для России в целом, так и для Оренбургской области в частности. Опрос, проведенный нами, показал, что чиновники и представители бизнес-сообщества сходятся во мнении в отношении основных барьеров, связанных с ГЧП».
Среди основных барьеров он выделил несовершенство законодательной и нормативной баз, нехватку качественно проработанных проектов, а также недостаточное количество грамотных, профессиональных специалистов, ответственных за инициирование и координацию проектов ГЧП.
- Инициировав обсуждение этого вопроса на заседании правления, мы рассчитываем, что в процессе обсуждения будут сформированы предложения по повышению эффективности реализации проектов ГЧП в регионе, усилению взаимодействия бизнеса и власти как для формирования необходимой среды, так и при реализации конкретных проектов, – подытожил Олег Николаевич.
Далее позицию правительства области собравшимся представила и. о. заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области по развитию инвестиционной деятельности и предпринимательству Наталья Струнцова.
В своем выступлении она рассказала собравшимся о существующих формах ГЧП, а также о проектах, которые реализованы, реализуются и планируются к реализации на территории области в рамках ГЧП. Среди успешно осуществленных проектов и. о. заместителя министра выделила строительство очистных сооружений в Оренбургском районе компанией ООО «Нова», в рамках которого были построены водозабор, коллектор и распределительные сети водоотведения, а также строительство двух гемодиализных центров в городах Оренбурге и Орске. Также Наталья Олеговна не обошла внимание и крупные проекты, реализующиеся в г. Соль-Илецке: реконструкция парка им. Персиянова и создание туристско-рекреационного кластера.
Заканчивая свое выступление, она отметила: «Многие проекты еще на стадии идей инвесторов разбиваются о противоречивость законодательства, и это одна из главных проблем. Еще одна проблема – федеральный закон о ГЧП так и не принят, а областной закон требует доработок. Но, несмотря на наличие проблем, проекты все равно реализуются».
Собравшиеся обсудили также конкретные примеры реализации ГЧП в области. Первым слово взял член правления областной палаты, президент фирмы «Экобиос» Марк Цинберг. Отметив значимость ГЧП в первую очередь для модернизации объектов инфраструктуры ЖКХ, он подчеркнул, что зачастую проблема взаимоотношений в рамках данного партнерства заключается в том, что со стороны государства, как правило, выступают три участника: федеральная, областная и муниципальная власти, целям которых должен соответствовать инвестор. При этом между ними возникают противоречия, которые мешают инвестору реализовать свои идеи. Примером такой ситуации является обстановка, сложившаяся в Переволоцком районе со строительством битумного завода.
«Инвестор вложил средства, орган власти давал все разрешения, потом сменился глава муниципального образования в Переволоцком районе, и все договоренности аннулировались. Сегодня экономически важный для всего района и области проект остановлен по экологическим основаниям. Хотя экологические экспертизы, в том числе проведенная и нашей фирмой, показали минимальное воздействие на окружающую среду, которое укладывается в существующие нормы. Но администрация Переволоцкого района по-прежнему против. Хотя инвестор в рамках ГЧП готов стать партнером по реконструкции КОС поселка, которые находятся в аварийном состоянии. И именно ситуация в органах власти не позволяет сегодня реализовать проект до конца».
Продолжил тему с битумным заводом и руководитель Центра стратегического планирования и развития Оренбургской области Вячеслав Кузьменко: «Ситуация в Переволоцке привела к пониманию различия точек зрения на экономику у населения и власти. Областным властным структурам необходимы инвестиции, новые рабочие места, рост объемов производства и, как следствие, увеличение налогов. Для людей все эти аргументы отходят на второй план. Им важнее комфортная среда обитания, где экология занимает далеко не последнее место. Да, в самом начале реализации проекта были допущены ошибки. Население должным образом не было проинформировано о современной технологии производства битума именно из сырой нефти, а не из мазута, его минимальном воздействии на окружающую среду и, как следствие, это привело к негативному отношению части сельчан к строительству комплекса. При этом катализатором протестного настроения людей выступает сам глава района. Сегодня руководство компании проводит среди населения большую работу по разъяснению, что этот проект не понесет негативных последствий для экологии. Мы убеждаем, мы собрали людей, которые занимались изучением этой проблематики, проведены соответствующие экспертизы. В правительстве области сегодня есть полное понимание о соответствии проекта экологической и технологической безопасности, однако позиция главы района по каким-то причинам остается неизменной».
В результате проект, который может стать прорывным для всего депрессивного района, остановлен на стадии реализации. И, наверное, дело власти в данном партнерстве обеспечить условия для его возобновления.
Позицию муниципальных образований области в отношении ГЧП представил глава города Соль-Илецка Николай Першин:
- Согласен с тем, что уровень подготовки кадров в муниципалитетах недостаточен. Выход из ситуации – партнерство с ТПП. Это эффективно. Работа, которая велась нами по оформлению самого пакета предложений, получилась. Инвестор этот пакет принял, мы его доработали и подписали концессионное соглашение, находящееся сегодня в процессе реализации.
Также он обратил внимание, что сегодня муниципалитетам при реализации крупных проектов без поддержки не обойтись, т. к. они затрагивают многие направления, а не только объекты муниципального образования.
Своим опытом в реализации проектов по средствам ГЧП поделился генеральный директор ОАО «Орих» Александр Зеленцов, который рассказал как об успешных проектах, так и о тех, которые так и не удалось реализовать: «Мы с Сергеем Ивановичем Петровым вложили большие деньги в реконструкцию строительной индустрии. Деньги дались тяжело, но это нужно нашему обществу. Мы получили поддержку губернатора, и, благодаря ему, дело пошло. Если частный предприниматель предлагает какой-то проект, то власть, на мой взгляд, должна поддерживать это. Ведь она вкладывает намного меньше средств в сам проект, чем инвестор».
Так среди неудачных примеров реализации проектов он выделил проект по очистке русла реки Урал, который так и не был реализован, несмотря на поддержку областных властей. В данном конкретном случае проект так и не получил поддержку федеральной власти.
Ряд положительных примеров представил и Александр Шмарин – индивидуальный предприниматель, председатель Ассоциации перевозчиков твердых бытовых отходов. Он рассказал о создании в городе первого мусоросортировочного комплекса. Данный проект хоть и не является в полной мере классическим примером ГЧП, но успешно реализуется совместными усилиями и приносит благо жителям города.
«ГЧП – не «палочка-выручалочка», но для социально значимых отраслей оно таким и является. Одна из отраслей – это пассажирские перевозки. Хотелось бы, чтобы в городе работал другой транспорт, но это невозможно без ГЧП. Потому что тариф, который сегодня сложился, соответствует только автобусам, которые стоят 1,4 млн руб. А если это будет более комфортабельный транспорт, то из-за его дороговизны возрастет и тариф. Если перейти на ГЧП, можно добиться хорошего результата и в этой области», - добавил Александр Анатольевич.
«Наш закон плох и хорош одновременно. В нем все прописано: цели, задачи, формы участия, полномочия органов муниципальной власти. Критикуя правительство РФ, мы все равно считаем, что ГЧП – нужный механизм, - видение законодателей области представил председатель комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Законодательного собрания области Виталий Степанов. – В рамках оренбургского законодательства, после консультации с правительством области, мы планируем внести изменение в закон о формах господдержки ГЧП. Мы можем мотивировать бизнес-сообщество: если результатом проекта является здание, то правительство может дать льготы на имущество и льготы по налогу на прибыль так, как это практикуется по нефтяникам».
С завершающим словом перед собравшимися выступила и. о. вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон: «Самое главное в ГЧП – интерес двух партнеров: частного и публичного. Но за публичным партнером стоит народ. Если вернуться к проблеме в Переволоцком районе, то надо изначально было объяснить жителям, зачем это нужно и насколько безопасно. Как, например, это было в Новотроицке с цемзаводом ЮУГПК: Дианов объяснил народу, что это безопасное производство, оно нужно городу, поэтому предприятие было построено и запущено. В Переволоцке нужно идти от позиции народа».
Также Наталья Лазаревна отметила, что, несмотря на нехватку квалифицированных кадров, в муниципальных образованиях есть желание развивать ГЧП. Одним из толчков к этому послужил Форум муниципальных образований, который на протяжении трех лет организует правительство области. Благодаря этому форуму муниципальные образования научились представлять свои возможности инвесторам и грамотно рассказывать им о планах и перспективных направлениях развития территорий.
По итогам обсуждения всеми участниками был принят проект решения, в котором ТПП Оренбургской области через Торгово-промышленную палату РФ было рекомендовано обратиться в Государственную Думу с просьбой о скорейшем принятии Федерального закона о государственно-частном партнерстве, а Правительству Оренбургской области провести ревизию отраслевых и социальных областных целевых программ с целью выявления проектов, реализация которых возможна с использованием элементов государственно-частного партнерства.