26 мая 1988 года Верховным Советом СССР был принят «Закон о кооперации в СССР», разрешающий предпринимательскую деятельность. Именно этот день Указом Президента РФ № 1381 от 18.10.2007 г. был официально назван Днем российского предпринимательства. Из истории известно, первыми «ласточками» предпринимательства стали кооперативы, появившиеся в начале 90-х годов, которые потом переросли в мощное течение под названием «индивидуальное предпринимательство». Сейчас, во времена рыночной экономики государство пытается делать ставку на предпринимателей как на силу, способную помочь государству выйти из кризиса.
В преддверии праздника «ФЭБ» выяснял, как чувствует себя оренбургское предпринимательство в нынешней экономической ситуации, и какие действия предпринимаются властью и бизнес-инфраструктурой для их поддержания.
По данным Министерства экономического развития Оренбургской области, в регионе действует 19,3 тысяч малых предприятий (из них, по оценке, более 17 тысяч – микропредприятия); 245 средних предприятий; более 6,9 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств; 46 тысяч индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем бизнесе работают около 300 тыс. человек, что составляет почти 30 % от всего занятого населения области.
Как поясняют специалисты министерства, государственная поддержка бизнеса осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области» на 2014–2015 годы и на перспективу до 2020 года. В 2015 году на реализацию мероприятий данной подпрограммы в бюджете Оренбургской области предусмотрено 56,2 млн рублей.
Тем не менее оренбургское предпринимательство чувствует себя недостаточно удовлетворительно. По данным ОСПП области, сегодня для оренбургских предприятий последствия кризиса выразились в первую очередь в росте неплатежей, недостатке оборотных средств, снижении спроса на продукцию, недоступности кредитов. Также предприниматели отметили высокие административные издержки, неэффективное управление, дефицит высокопрофессиональных кадров, рост цен и недоступность кредитных ресурсов (см. таблицу).
- На уровне региона мы можем создавать свои механизмы поддержки предприятий, прежде всего с помощью формирования дополнительного спроса на местную продукцию. В условиях кризиса только за счёт увеличения поставок внутри области мы могли бы нарастить объём производства на 60-70 млрд рублей, а это дополнительная загрузка более 40 тысяч новых рабочих мест. Проанализировав состояние внутриобластной производственной кооперации, было отмечено падение удельного веса местных поставщиков в машиностроении, лёгкой промышленности, стройиндустрии. Приводились конкретные примеры, когда продукция, производимая в нашей области, оказывалась неконкурентоспособной и закупалась у производителей в других регионах России, - пояснил председатель правления ОСПП, председатель Законодательного собрания Оренбургской области Сергей Грачев.
Для создания востребованной, конкурентоспособной продукции нужны ресурсы, прежде всего финансовые. В начале года Правительством России принят федеральный план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы в 2015 г. Приоритет отдан импортозамещению, повышению устойчивости банковской системы и созданию условий для финансирования инвестиционных программ, в том числе на малых и средних предприятиях. Созданы механизмы проектного финансирования предприятий, готовится пакет мер по налоговому стимулированию капитальных вложений промышленных предприятий за счёт уменьшения налога на прибыль на сумму инвестиций и налога на вновь приобретённое имущество. Особое внимание уделено созданию дополнительных инструментов, помогающих компаниям выигрывать тендеры и конкурсы по государственным, региональным и муниципальным контрактам.
Также будет продолжена работа по поддержке начинающих предпринимателей путем предоставления грантов на создание собственного бизнеса. В 2015 году на эти цели в областном бюджете предусмотрено около 14 млн рублей. Семь миллионов рублей в текущем году будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого предпринимательства и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, 2 млн рублей – на поддержку действующих инновационных компаний.
- Необходимо обратить внимание и на вопрос формирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов, - подчеркнул Сергей Грачев. - Это дополнительная возможность получить государственное финансирование и другие виды поддержки, что будет возможно только в случае, если Оренбургская область будет занимать верхние позиции рейтинга. Важным компонентом при его формировании станет учет субъективного мнения представителей делового сообщества - качество деловой среды, учитывающее «критерии удовлетворенности предпринимателей оказываемыми мерами господдержки, их доступности и эффективности» и величину «административного давления на бизнес».
Представители бизнес-сообщества отмечают, что нынешняя экономическая ситуация заставляет внедрять срочные «антикризисные меры». Так, на первом месте стоит «сокращение расходов», такой ответ дали 82 % респондентов. Причем любопытно, что ответ «сокращение персонала» у руководителей предприятий набрал всего 39 % . В первую очередь топ-менеджерами планируется сокращение расходов на потребляемые услуги (59 %) и экономия на сырье (51 %) . Более 30 % опрошенных отметили, что намерены увеличивать выпуск продукции без расширения производства, а также реализовать программы по внедрению ресурсосберегающих технологий; 27 % предпринимателей решили, что стоит менять структуру затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объема затрат. Остальные 24 % и 21 % соответственно отметили сокращение объемов инвестпрограмм, переход на требование авансирования со стороны покупателей и повышение цены на продукцию.
Сегодня предприниматели должны иметь долгосрочные и стабильные условия работы, подчеркивают эксперты. Все обозначенные меры поддержки должны получить развитие и на местном уровне. В конечном итоге выиграют те муниципальные образования, которые активно работают с бизнесом, не выстраивают административные барьеры, а создают для предпринимательства все необходимые условия.
В новых экономических условиях особые надежды возлагаются на малый бизнес как на один из главных факторов экономического роста, поскольку он быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, дает возможность создавать новые рабочие места, подчеркивают управленцы областного центра, где общее количество субъектов предпринимательства составляет 29 506 ед. Кстати, за I квартал 2015 года это количество по сравнению с 2014 годом снизилось на 463 единицы. Хотя произошло увеличение количества малых предприятий на 18,8 %, средних предприятий на 39,6 %, количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 5 %. Лидирующие позиции занимает торговля – 43 %, меньше всего - транспорт и связь (5,8 %), строительство – 7,5 %, сфера предоставления услуг (социальных, бытовых и пр.) - 9,3 %. В производстве заняты лишь 12,7 % предпринимателей.
В первом квартале 2015 года в муниципальную казну от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило 402,77 млн рублей, что составляет 46,6 % от суммы всех налоговых поступлений. Как поясняют в городской администрации, снижение в 2014 году норматива зачисления в бюджет города налога на доходы физических лиц с 30 до 20 % вызвано неблагополучным предпринимательским и инвестиционным климатом, установившемся в целом на территории страны.
По словам столичных экспертов, дело не только в кризисе. Так, в развитых странах МСП обеспечивают более 50 % ВВП. У нас сегодня – порядка 20. Ситуация давно уже требует реформирования принципов регулирования малого и среднего бизнеса, пересмотра механизмов его поддержки и развития.
На заседании Госсовета 7 апреля 2015 года специалистами было отмечено, что, в частности, крайне необходимо создание единого общероссийского ресурса для закупок у госкомпаний, а также реализация комплекса мероприятий: унификация требований к закупкам, создание реестра МСП из числа поставщиков для госкомпаний, общероссийский классификатор товаров, работ и услуг для данных целей, создание специальной электронной площадки. Это совершенствование налоговой политики в отношении субъектов МСП, например, создание упрощенной формы легализации трудовой деятельности для самозанятых граждан; распространение двухлетних «налоговых каникул» на малый бизнес, действующий в форме юридического лица. Кроме прочего, было предложено расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам, то есть увеличить максимальный размер микрозайма для МСП до 3 млн рублей и т. д.
В свою очередь чиновники особую роль отводят деятельности органов местного самоуправления, которые, по их мнению, имеют все ресурсы для формирования инвестиционной привлекательности муниципалитетов, создания комфортных условий для развития малого и среднего бизнеса, особенно в части передачи бизнесу в пользование недвижимости, земель под застройку, подключения к инженерно-техническим сетям, организации рынков, предоставление налоговых льгот на землю и имущество.
По мнению Министра юстиции РФ Александра Коновалова, эффективным инструментом формирования инвестиционной привлекательности муниципалитетов станут механизмы муниципально-частного партнерства. В частности, востребованы инфраструктурные проекты, особенно в городах.