Накануне Дня детства «ФЭБ» изучил оренбургский рынок детских товаров и услуг. Как оказалось, не все виды бизнеса, основной целевой аудиторией которого являются дети, стабильные и надежные. И главной проверкой для них стал экономический кризис.
«Беби-бум» продолжается
Появления на свет малыша ждут не только его родители и близкие. Этого события с нетерпением ожидают и производители детских товаров, готовые предложить самые разнообразные предметы для ухода за новорожденными, детское питание, ухаживающую косметику, коляски, кроватки, одежду, игрушки, подгузники. А потому рынок игрушек и товаров, несмотря на то, что достаточно насыщен, один из самых неэластичных. Российские родители готовы экономить на себе, но не на своих детях, даже если цены значительно растут. Предприниматели, понимая это, точно знают, что их риски невелики, и охотно инвестируют в собственное развитие.
- Появится больше специализированных магазинов, различных детских развлекательных, образовательных учреждений, - считают родители. - Это значит, что высокий уровень конкуренции заставит оказывать более качественные услуги, а цены, наоборот, будут держаться на невысоком уровне.
Как поясняют эксперты, сегодня Россия переживает так называемый «беби-бум». Рождаемость растет, и каждый ребенок, начиная с момента своего рождения, нуждается в огромном количестве вещей, которые по мере его роста и развития постоянно должны заменяться другими. По официальной статистике, в нашей стране на первое января 2014 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 27 374 тысячи человек. В том числе 8999 тысяч человек в возрасте от 0 до 5 лет, 3259 тысяч человек - 5-6 лет, 12 559 тысяч человек - 7-15 лет, 2657 тысяч человек - 16-17 лет. По сравнению с началом 2012 года, численность детей выросла на 460 тысяч человек, или 1,1 %. Доля детей в общей численности населения увеличилась с 18,8 % до 19,1 %.
В Оренбуржье также последние три года наблюдается естественный прирост населения. Так, по данным Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования, пик рождаемости пришелся на 2013 год: на свет появилось 28 804 ребенка, что на 900 больше, чем в 2012 году (27 904 ребенка). Заметный рост рождаемости наблюдался в текущие пять месяцев, за которые уже родилось 10 926 малышей, это на 500 детей больше, чем за аналогичный период 2014 года.
Причем, как сообщают специалисты Фонда, возраст рожениц самый разный – от 28 лет и старше. А потому можно утверждать, что один из самых значительных и перспективных сегментов рынка - вещи для новорожденных. Потенциальная емкость этого сегмента по всей России, как подсчитали эксперты, давно превысила 1 млрд долларов.
Сколько и на что тратим
Возросший спрос на детские товары подтолкнул и рост предложения на отечественном рынке: помимо игроков мирового масштаба активизировались и российские производители. Тем не менее в большинстве секторов по-прежнему доминируют импортные товары, которые при одинаковом уровне качества дороже в среднем на 20 %.
Расходы на детей зависят от уровня дохода семьи, особенно у очень бедных и богатых семей. Чем беднее семья, тем больше денег в процентном отношении она тратит на ребенка, замечают эксперты. В некоторых семьях эта статья расходов превышает расходы на питание, а в ряде семей на ребенка уходит более 70 % всех доходов. Структура расходов такова: 34 % тратится на одежду, 12 % - на обувь, 18 % - на игрушки и 36 % приходится на детское питание, подгузники и прочее.
Игрушки и пеленки или все для «нежного возраста»
Ассортимент детских товаров на сегодняшний день просто огромен. Помимо традиционных игрушек и питания, современные детские магазины одновременно предлагают самую разнообразную одежду, обувь, мебель, технику и косметику. Рынок растет и за счет расширения товарной линейки. Появляются новые, еще в недавнем прошлом «экзотические» товары для детей, такие как маникюрные ножницы для младенцев, специальные приспособления для кормления, пеленальные столики, детские автомобильные кресла и прочее. По мнению экспертов, сейчас в России начинает формироваться культура потребления подобных новинок, которые еще несколько лет назад не находили своего покупателя. Данная тенденция особенно хорошо проявляется в крупных городах, поскольку там доходы населения выше и родители могут позволить покупать больше различных видов товаров для своих детей.
Около 30 % продаж приходится на «цивилизованную розницу»: «старые» розничные магазины и недавно появившиеся небольшие узкоспециализированные сети, работающие преимущественно в дорогом сегменте. У специализированного магазина есть свои конкурентные преимущества по сравнению с рынком. В нем покупки можно совершать вместе с ребенком, чего не скажешь про людные рынки, где многочасовой пробег с малышом весьма затруднителен, а спокойно примерить понравившуюся вещь здесь и вовсе невозможно. Еще 10 % торговли детскими товарами приходится на мелкую розницу - павильоны, киоски и т. д.
Эксперты прогнозируют рост рынка на 20-25 % ежегодно еще несколько лет. Производители активно расширяют линейку «взрослых» товаров продуктами для детей. Изменяются предпочтения и стиль покупок детских товаров, уже сейчас при выборе товара все более важными становятся известность бренда и места продаж. Как поясняют сами предприниматели, трудность организации торговли в данном сегменте рынка состоит только в том, что «детская» розница требует большого ассортимента, поскольку каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость в больших торговых площадях и сложной логистике.
Стремительно растет сегмент и интернет-торговли, в том числе детскими товарами, на долю которого сейчас приходится по данным российских маркетинговых агентств 5 %. Однако опыт развитых стран показывает, что эта цифра должна превысить 15 %.
Развлечения как магнит
В последнее время российский рынок детских товаров начинает активизироваться в связи с появлением новых магазинов среднего ценового уровня, совмещающих торговлю с развлечениями.
- Посетителям магазина, а, как правило, покупки делаются совместно с детьми, нужен не только товар, но и возможность чем-то занять ребенка, поэтому торговцы вынуждены организовывать развлечения, - поясняет Элла Зарицкая, управляющая развлекательным детским центром в Оренбурге «Барракуда».
Основной тенденцией в последние годы стал выход на рынок детских развлечений «нетрадиционных» игроков, таких как боулинг-центры и кинотеатры.
Собственники, ретейлеры и консультанты сходятся в одном: хорошая и продуманная развлекательная зона является серьезным конкурентным преимуществом для торгового комплекса. Общественная функция ТК и ТРК с годами не ослабевает, а только нарастает. В будущем посетителям торговых комплексов планируется предлагать все новые форматы, в том числе парки, которые будут нести не только развлекательную, но и образовательную функцию. Торговый центр будущего, по прогнозам экспертов, будет становиться все больше похожим на трансформер, подстраивающийся под пожелания посетителей.
Но есть и свои особенности рынка развлечений: по наблюдениям специалистов, в последнее время развлечения становятся похожими друг на друга, и возникает необходимость чего-то нового. Чтобы конкурировать на российском рынке, ТЦ помимо классического набора развлекательных операторов начали предлагать уникальные развлечения – контактные зоопарки, аэротрубы и прочее. Аналитики рынка торговой недвижимости говорят, что наличие развлекательной составляющей в составе арендаторов стало правилом для успешного ТЦ. Порой даже кинотеатр является магнитом для посетителей при условии, что он открыт в районе, где их не хватает.
Картошка фри – вне конкуренции
Заметно стали экономить родители на походы в рестораны быстрого питания. По словам директора сети кафе «Бегемот» в Оренбурге Надежды Пригодич, за последний год средний чек снизился на 25 %.
Соревноваться с известными американским фастфудом и пиццериями кажется бесполезным. Ведь если говорить о гастрономических пристрастиях, то у большинства детей большой популярностью пользуется все же пицца и картошка фри, утверждают рестораторы. Но при этом эксперты сомневаются в целесообразности создания сетей чисто детских кафе.
Что такое детское кафе? Это интерьер, детское меню и невысокие цены. Не говоря уже о том, что меню по идее нужно тогда уж делать правильное, в соответствии с рекомендациями по питанию, да и уделять детской аудитории нужно большее внимание, рассуждают специалисты.
Частные сады востребованы, но выбор скудный
Одним из самых перспективных на сегодняшний день является бизнес на образовании и организации досуга детей. На первый взгляд там есть огромная конкуренция, ведь каждый год открываются новые школы, частные детские сады, кружки и так далее. Но если присмотреться повнимательнее, то окажется, что выбор пока скудный. Тем более в регионах. Хотя сегодня можно с успехом открыть не только курсы английского языка для детей, но и организовать полноценную школу или детский садик. Кроме того, что это интересно, это еще и прибыльно, утверждают эксперты.
Довольно успешно на протяжении 20 лет существует и занимается образовательной деятельностью ЧОУ «Частная Лингвистическая Школа «The Alexander school». По словам руководителя школы, Александра Корягина, кризис не ощущается.
- У наших учеников – высокая мотивация на протяжении всех 10 лет обучения, - поясняет директор, - родители не сокращают расходов, потому как они понимают, что лучшая инвестиция – образование их собственных детей. Выпускники нашей школы становятся в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Небольшой отток детей произошел в связи с появлением порядка 18 лингвистических курсов и школ, но конкурентами я их не считаю.
Особую нишу на образовательном рынке занимают частные детские сады. В областном центре их около двух десятков: только 3 из них имеют лицензии на оказание образовательных услуг, остальные негосударственные дошкольные учреждения обеспечивают воспитание и уход. Судя по наполняемости (от 20-40 детей в месяц), частные сады и студии вполне востребованы. И как поясняют родители, до кризиса они готовы были платить по 10 и более тысяч рублей в месяц, тогда как сейчас многие стали экономить.
- Детей приводят и на полдня, и на три дня в неделю, мы идем на уступки, сами предлагаем различные формы посещения, - поясняет Никита Бабнищев, заместитель директора детского сада «Карапузы» в п. Солнечном. – На мой взгляд, в нашем регионе вполне насыщен рынок игрушек, но всего один представитель в областном центре, который предлагает инвентарь для детских садов. Думаю, бизнесу нужно развивать данное направление.
Медицина – гибкий сектор
Расширяют спектр своих услуг и частные лечебные учреждения. Медицина, как наиболее гибкий сектор здравоохранения, все с большим успехом стремится к тому, чтобы всецело отвечать современным запросам и продолжать динамично развиваться.
В последнее время уделяется гораздо большее внимание проблемам детской медицины и ее развитию в русле «семейного лечебного центра».
Многие родители стали больше доверять частным клиникам с комфортабельной и уютной обстановкой, и финансовый вопрос для россиян постепенно отходит на второй план, особенно когда речь идет о здоровье ребенка, утверждают эксперты. Снижения спроса на рынке платных медицинских услуг, несмотря на финансовый кризис, пока не наблюдается. Более того, в ближайшие два года эксперты прогнозируют рост объема этого рынка примерно в 1,5 раза. По их мнению, сегмент платной медицины для детей перспективен именно тем, что пока не сформирован и не поделен. При этом его ежегодный рост составляет 20 %. Однако эксперты не могут точно сформулировать, в каком направлении будет развиваться рынок — появятся ли специализированные клиники или развитие ограничится пока детскими отделениями семейных центров.
Но то, что подход к детской медицине в современных частных клиниках должен существенно отличаться от стандартного – неоспоримый факт, считают руководители клиник.
- Дети все воспринимают по-другому, для них поход к врачу должен ассоциироваться с чем-то приятным, - утверждает директор «Киндер Клиник» Татьяна Пистер. – Наша клиника одна из немногих медучреждений, практикующая особенный подход к маленьким пациентам.
Довольно востребованы услуги частных логопедов. По словам директора студии дошкольного возраста «РОСТ» , 95 % оренбургских выпускников детского сада имеют речевые нарушения. Услуги логопедов в областном центре стоят от 300 рублей в час и выше.
Зато совсем невыгодно содержать стоматологию, оказывающую лечебные услуги исключительно для детей. По словам Екатерины Ханиной, директора стоматологического центра «Лика Плюс», родителям проще и дешевле удалить молочный зуб, чем лечить его.
- На этом не заработаешь, а потому мы оказываем услуги не только для детей, но и для родителей, - поясняет Екатерина.
Интересна ниша в частной медицине – офтальмологические услуги и товары.
Детские оправы и солнцезащитные очки уже давно нашли свое место в царстве очковой моды. И поскольку солнцезащитные очки стали сегодня самым престижным аксессуаром, то, конечно, юные потребители не могли остаться в стороне от этого феномена. Ведь детская мода во многом следует за взрослой, замечают эксперты. Кроме этого все большее число родителей серьезно задумывается о защите глаз своих чад от УФ-лучей. Большинство предлагаемых на оптическом рынке моделей солнцезащитных очков для детей - это те же модели, что и для очков корригирующих, но с защитными линзами. И безопасность, и комфорт - это «взрослые» критерии. Для ребенка же важнее произвести хорошее впечатление на одноклассников, чем на свою семью, поясняют руководители оренбургских оптик. И тут чуть ли не на первое место выходят известные марки. Пусть цена этих очков выше, чем у не обладающих столь притягательными именами. Но в этом случае родители вкладывают деньги в социальную адаптацию своего чада, повышение его статуса среди сверстников, считают эксперты. На оренбургском рынке можно встретить очки известных брендов и назначений: и солнцезащитные, и спортивного стиля, а также очки с поляризационными линзами для детей 2-14-летнего возраста и многие другие, доказывающие, что сегодня оптическая индустрия принимает ребенка всерьез и вполне готова удовлетворить все запросы юных модников.
… И прочие виды бизнеса
Детские товары сегодня предлагают ювелирные салоны, активно развиваются кондитерские, выпекая торты с мультгероями и прочими персонажами – кумирами деток, открываются специализированные парикмахерские, такси и прочее. Но, как говорят некоторые эксперты, делать ставку на данные направления пока рано. На такси и «ювелирке», например, можно вполне сэкономить, а парикмахерскую выбрать поближе к дому или пригласить специалиста на дом. Ведь главная особенность успешного развития детского рынка в том, что большинство решений о покупке принимается совместно родителем и ребенком. Любой детский бренд, который хочет быть успешным, востребованным, должен искать баланс интересов и уметь быть привлекательным как для родителей, так и для детей.