Сегодня под председательством Генерального Прокурора Республики Казахстан Асхата Даулбаева состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры, на котором обсуждены результаты проверки соблюдения законности в сфере организации пассажирских перевозок, а также соблюдения законности при рассмотрении судами и уполномоченными органами дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения.
Заседание прошло с участием руководителей министерств внутренних дел, по инвестициям и развитию, здравоохранения и социального развития, представителей Верховного суда и Национального банка, депутатов Парламента, ответственных работников Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, членов Общественного совета при Генеральной прокуратуре, представителей общественных объединений.
На коллегии поднимались проблемы безопасности пассажирских перевозок, повышения качества подготовки водителей, ликвидации стихийных автоперевозок, ужесточения ответственности за нарушение правил дорожного движения, совершенствования практики привлечения водителей к административной ответственности.
Отмечалось, что в результате принятых государством мер ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в Казахстане за последние полтора года стабилизировалась и имеет общую тенденцию к снижению в сравнении с прошлыми периодами.
Вместе с тем, повода для самоуспокоения нет. Статистика свидетельствует, что ежегодно в результате дорожных аварий в стране погибает около 3 тыс. человек, порядка 25 тыс. получают травмы или остаются инвалидами. За последние 10 лет в дорожных авариях погибли свыше 34 тыс. человек.
Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта. Проверка Генеральной прокуратуры показала, что на сегодня деятельность официальных транспортных организаций повсеместно характеризуется многочисленными системными нарушениями требований закона.
В ходе проверки прокурорами выявлено более 4 тыс. нарушений законности. Для их устранения внесено 54 представления, возбуждено 3 421 дело об административном правонарушении, 9 материалов направлены в органы уголовного преследования для проведения досудебного расследования.
Как отметил Генеральный Прокурор, выявленные нарушения стали результатом отсутствия надлежащего государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения со стороны уполномоченных государственных органов.
Одной из главных предпосылок сложившейся ситуации является некачественная подготовка водителей, и как следствие - их низкая квалификация и культура поведения, повсеместное нарушение ими правил дорожного движения. Половина водителей автобусов и микроавтобусов, осуществляющих легальную перевозку, привлекались к различным видам ответственности за нарушение ПДД.
Кроме того, продолжает процветать рынок стихийных пассажирских перевозок, для которого вопросы извлечения прибыли стоят выше безопасности пассажиров. Проверками выявлено более 2 тыс. фактов нелегальных перевозок пассажиров. Свыше 3 тыс. автобусов осуществляли перевозку людей с серьезными нарушениями правил безопасности. Каждый третий автобус, остановленный в ходе рейдовых мероприятий, не отвечал техническим требованиям.
Многочисленные нарушения выявлены также при проверке соблюдения законности при рассмотрении административных дел. Анализ судебной практики вскрыл множество пробелов, благодаря которым виновным в ДТП удаётся избежать наказания. Чаще всего это происходит по причине истечения сроков давности правонарушения вследствие волокиты со стороны сотрудников полиции, проведения повторных медицинских освидетельствований, отмены протоколов из-за внесения ошибочных сведений или отсутствия видеозаписей, на основании которых оформлен материал.
По указанным основаниям прекращено свыше 4 тыс. административных производств. В результате некачественной подготовки материалов от заслуженного наказания ушло более 600 водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения. И как подчеркнул А.Даулбаев, опасность такой тенденции в том, что у виновных формируется чувство безнаказанности за содеянное, что ведет к повторности правонарушений.
По итогам обсуждения Генеральный Прокурор потребовал от руководителей уполномоченных органов принять неотложные организационные и законодательные меры, направленные на обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
В этих целях признано необходимым усилить государственный контроль за безопасностью дорожного движения, искоренить нелегальные перевозки, усовершенствовать порядок допуска водителей автобусов к перевозкам пассажиров. Также поручено ужесточить контроль за качеством подготовки водителей автобусов, соответствием квалификации преподавателей автошкол предъявляемым требованиям.
Министерству внутренних дел указано на необходимость наладить учет каждого административного материала, обеспечить их полноту, а также установить административную ответственность должностных лиц полиции за укрытие правонарушения и фальсификацию дела. Совместно с Союзом водителей Казахстана рекомендовано принять меры, направленные на повышение квалификации и дисциплины у водителей.
Перед территориальными прокурорами поставлена задача усиления надзора за устранением выявленных нарушений законности.
В связи с вступлением в силу с января 2016 года нового закона о местной полиции, согласно которому вопросы обеспечения безопасности дорожного движения переданы на региональный уровень, Генеральный Прокурор поручил акимам областей, всем уполномоченным органам принять исчерпывающие меры по реализации правового акта, устранению нарушений законности и недостатков в сфере пассажирских перевозок, усилить государственный контроль за безопасностью дорожного движения, инфраструктурой автомобильных дорог.
По итогам коллегии Генеральной прокуратурой в Правительство Республики Казахстан внесено представление об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры