25 декабря 2014 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева состоялся торжественный вернисаж выставки «У истоков», посвященный 100-летнему юбилею виднейшего деятеля национальной культуры, одного из основоположников казахского изобразительного искусства и кинематографа Кулахмета Конгырходжаевича Ходжикова.
Первый художник театра и кино, книжный график и горячий поборник сохранения национального искусства – таким предстает перед нами образ этого необыкновенного человек-первопроходца, сыгравшего огромную роль в становлении профессионального театрально-оформительского и декоративно-прикладного искусства Казахстана.
Творческий путь в искусстве К. Ходжиков начал в 1932 году художником в Казахском Государственном Академическом театре драмы. Успешная работа в театре способствовала его поездке на стажировку в Ленинградский Большой драматический театр. После учебы в студии театральных художников молодой Ходжиков работает в родном театре до начала Великой Отечественной войны. К тому времени в его творческом активе было уже около 20 спектаклей.
Осенью 1942 года Правительство Казахстана отзывает Ходжикова из армии и направляет на работу в Центральную объединенную киностудию. К. Ходжиков стал первым казахским художником, кто бок о бок работал с виднейшими мастерами советского и мирового кино: С. Эйзенштейном, Г. Рошалем, М. Левиным и др. Он сыграл активную роль в создании первых казахских кинолент киностудии ЦОКС: блистательного кинопроизведения о казахском искусстве – «Под звуки домбр», киноновеллы «Повесть о великане», повествующей о патриотизме воинов-казахов, а также первого варианта фильма «Джамбул», к которому создал яркую серию эскизов и раскадровок. В эскизах «Ледяная степь», «Джут», «Шалаш в степи» и др. Ходжиков наглядно показал картину страшного бедствия и страданий народа во время джута, живо изобразил панораму кочевки казахского аула, замерзающего в зимней степи.
Вспоминая послевоенные и последующие фильмы, снятые уже на Алма-Атинской киностудии, – «Песни Абая», «Мы из Семиречья», «Меня зовут Кожа», «Алдар-Косе», «Земля отцов», ставшие значительными вехами в развитии казахского киноискусства, понимаешь, какую большую роль в их создании сыграл Кулахмет Ходжиков, как кинохудожник высокого профессионального мастерства и как человек, отличающийся глубоким знанием казахской истории, культуры и быта. Свое понимание природы национальных реалий, К. Ходжиков привнес в научно-популярный фильм «Народные ремесла казахов», автором сценария которого он был, а также в первый широкоформатный художественный фильм «Кыз-Жибек», став инициатором и первым художником-постановщиком в начальный период картины.
Акварельные листы Кулахмета Ходжикова «Осень в парке», «Лес в Клину», «Дом в Клину» передают идеальную красоту русской природы, где интонационно прочувствована мелодия ее гармонического состояния. В прекрасных пейзажах предгорий Заилийского Алатау, Каратау присутствуют продуманность деталей, правильное распределение цветовых пятен по листу. В композиции «Вечер на Сыр-Дарье» огненный шар заходящего светила наполняет пространство картины. Фиолетово-голубое южное небо, уводящее взгляд высоко вверх и неохватно-огромный разлив реки, сливающийся с горизонтом, передают эффект спокойствия и жизненной умиротворенности. Эскизы костюмов и разработка грима повествуют о настойчивом и тщательном поиске художником образов своих героев, об основательности его познаний материальной культуры казахов. С поистине кинематографически-композиционной изобретательностью выполнены графические листы серии «Годы Великих бедствий», которые читаются, как всеобъемлющие страницы важнейших событий истории казахского народа.
Ходжиков также был самобытным графиком, талантливым книжным оформителем. В 1950-х годах он возглавлял Республиканское издательство. Ему принадлежат рисунки, изображающие быт казахов и ксилографии на темы поэзии Абая, казахского эпоса и мировой классической литературы. Блестящий знаток истории, обычаев и традиций Кулахмет Ходжиков основал в 1970 году в Алма-Ате Республиканский музей народного декоративно-прикладного искусства, где он стал первым директором. Сегодня эта коллекция бесценных памятников казахского народного искусства составляет гордость одного из крупнейших музеев страны – ГМИ РК им. А. Кастеева. Чтобы понять смысл жизни художника, осознать язык его души, почувствовать Красоту им воспеваемую, нам непременно надо познакомиться с жизнью и творчеством талантливого мастера – Кулахмета Ходжикова.