Управление Росреестра по Оренбургской области информирует, что в 2015 году в области осуществления государственного земельного надзора произошли существенные изменения.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон изменяет отдельные положения Земельного кодекса, а именно законодателем переработана глава XII Земельного кодекса с целью совершенствования системы государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля.
К основным нововведениям федерального закона № 234-ФЗ относится включение в Земельный кодекс Российской Федерации основ планирования и организации проведения проверок соблюдения земельного законодательства (ст. 71, 71.1 Земельного кодекса). Так, документ определяет порядок проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Одним из положений федерального закона № 234-ФЗ, которое следует отметить, является введение административного обследования земельного участка. В соответствии с принятым федеральным законом под административным обследованием понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Новый закон изменил предмет муниципального и общественного земельного контроля, полномочия органов муниципального земельного контроля и порядок его организации.
В новой редакции Земельного кодекса определен предмет проверок при осуществлении государственного земельного надзора и включены права должностных лиц органов государственного земельного надзора.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Из числа подзаконных актов стоит отметить Постановление Правительства Российской Федерации № 1 от 2 января 2015 года. Данным Постановлением утверждено новое положение о государственном земельном надзоре, которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
Серьезные изменения в законодательство были внесены Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 20 марта 2015 года. Результатом принятия данного нормативного акта стало многократное увеличение штрафов за нарушения положений земельного законодательства, а также изменение порядка их исчисления.
Вместе с фиксированной суммой административного штрафа за некоторые правонарушения теперь предусмотрен штраф в процентном выражении от кадастровой стоимости земельного участка. Действующие же ставки штрафов увеличены в 10-40 раз.
Так, размер штрафа за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ) теперь колеблется от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости участка для граждан (но не менее 5 тыс. руб.), от 1,5% до 2% для должностных лиц (но не менее 20 тыс. руб.) и от 2% до 3% для юридических лиц (но не менее 100 тыс. руб.). Если кадастровая стоимость не определена, сумма штрафа составит 5-10 тыс руб. для граждан, 20-50 тыс. руб. для чиновников и 100-200 тыс. руб. для юридических лиц соответственно.
Напомним, ранее величина денежного взыскания по данному виду правонарушений была фиксированной – от 500 руб. до 1 тыс. руб. для граждан, от 1 тыс. до 2 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для организаций.
Аналогичные указанным штрафы предусмотрены и за использование земель не по целевому назначению (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ). В предыдущей редакции кодекса они составляли от 1 тыс. до 2 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для чиновников и от 40 тыс. до 50 тыс. для организаций.
Нормы об административной ответственности за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению таких знаков при этом упразднены.
Также стоит отметить, что в статью 19.5. КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль была включена часть 25, которая предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Также включена часть 26, предусматривающая ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб.