Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Порядок осуществления указанных видов деятельности регламентируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральными законами от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Соблюдение правил ведения бизнеса связано с прохождением процедур по государственной регистрации, по получению лицензии (в предусмотренных законом случаях), а также с проверками контролирующими органами и выполнением иных предусмотренных законодательством требований, что создает определенные сложности в деятельности предпринимателей и ставит их в положение наиболее уязвимых участников экономических отношений.
Государство, обеспечивая успешное экономическое развитие страны, последовательно принимает меры по поддержке малого и среднего предпринимательства и по ограничению административного давления на бизнес со стороны органов власти.
Одним из примеров этого является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроли (надзора) и муниципального контроля».
В числе мер организационного характера, направленных на формирование эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства, можно указать создание в органах прокуратуры на уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации специальных подразделений по надзору за соблюдением прав предпринимателей.
Защита прав и интересов предпринимателей обеспечивается также уголовным законодательством.
В частности, статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
Диспозиция части 1 этой статьи относит к преступным следующие деяния (действия и бездействие) должностного лица, совершенные с использованием своего служебного положения:
1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
2) уклонение от регистрации;
3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии)
4) уклонение от выдачи лицензии;
5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
6) незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
7) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Кратко раскрывая содержание перечисленных признаков преступления, следует отметить, что обязательность государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена статьями 23 и 51 ГК РФ.
Государственная регистрация осуществляется органами Федеральной налоговой службы в порядке, определенном указанным выше Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», другими законодательными актами Российской Федерации.
Основания к отказу в регистрации установлены статьями 22.1 и 23 данного Закона.
Отказ в государственной регистрации, не основанный на нормах закона, признается неправомерным.
Уклонение от регистрации - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, выражающаяся в сознательном нарушении сроков регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов регистрирующий орган.
Уклонение может выражаться в неправомерном затягивании процесса регистрации под надуманным предлогом (например, занятости сотрудников регистрирующего органа, в отказе принять документы, в истребовании не установленных законом документов и т.д.)
В соответствии со статьей 49 ГК РФ отдельными видами коммерческой деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Перечень видов такой деятельности содержится в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования установлен этим и рядом других законодательных актов по некоторым отдельным видам деятельности (использование атомной энергии, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, образовательная деятельность и т.д.), а также соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности заключается в открытом нежелании уполномоченного лица выдать разрешение (лицензию).
Уклонение от выдачи лицензии является пассивной формой неправомерного отказа в выдаче лицензии и выражается в умышленном затягивании сроков оформления специального разрешения на конкретный вид деятельности. Уклонение может иметь разнообразные формы: оставление представленных документов без рассмотрения, истребование ненужных документов, нарушение сроков выдачи лицензии и т.д.
Гражданское законодательство допускает создание коммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. К примеру - в форме полного товарищества или товарищества на вере, в форме открытого либо закрытого акционерного общества, в форме различных видов кооперативов и т.д.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы образует объективную сторону указанного состава преступления.
Действия такого рода аналогичны действиям, совершаемым при незаконном ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Такие действия могут выражаться в запрещении на заключение договоров с определенными предпринимателями или коммерческими организациями на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, принуждение к назначению определенных лиц на должности в коммерческой организации и т.д.
Иное незаконное вмешательство в предпринимательскую или иную деятельность может осуществляться путем незаконного проведения собрания акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанные действия (бездействие) образуют состав преступления только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность пор части 2 статьи 169 УК РФ, являются совершение указанных деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба.
Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что действия (бездействие) должностного лица противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которым установлена обязанность должностного лица совершить определенные действия или соблюдать определенные условия деятельности коммерческих организаций.
Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным признается ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.
Максимальной мерой наказания по части 2 статьи 169 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет.
Отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей