Заместитель руководителя исполнительного комитета Казани Иван Кузнецов в интервью Inkazan рассказал о работе в команде Ильсура Метшина, татарском языке, Сколково и создании в столице Татарстана «безупречного» инвестиционного климата.

О ПРИХОДЕ НА ГОССЛУЖБУ

Уже 10 лет я работаю в исполнительном комитете, в этой команде, чему, безусловно, очень рад. Окончание института (экономический факультет Казанского университета – Inkazan) совпало с назначением Ильсура Раисовича Метшина мэром Казани. Это был октябрь 2005 года.

Я родом из Нижнекамска, и помню был выпускником 11 класса 22-ой школы, когда Ильсур Раисович вручал выпускникам школ города золотые медали. Я не знаю, каким способом, будучи мэром Нижнекамска, этот человек сумел привить каждому нижнекамцу любовь к городу. Но когда я приехал в Казань и стал абитуриентом КГУ, у меня было ощущение, что мир у моих ног, будто я приехал не из Нижнекамска, а из Нью-Йорка.
Скажу откровенно, я очень хотел попасть в команду Ильсура Раисовича. Я записался на собеседование. Если посмотреть мою биографию, то можно увидеть, что я начал работать в должности ведущего специалиста отдела обеспечения мероприятий. Это самая первая ступень чиновничьей иерархии, с которой начинается работа в мэрии. Я, наверное, не шел работать в мэрию, я шел работать к человеку по имени – Ильсур Метшин.

О СКОЛКОВО

Полтора года я учился в Сколково. Был одним из 40 студентов из разных уголков мира. Были американцы, европейцы, студенты из Индии, Финляндии, стран ближнего зарубежья и СНГ – Армении, Белоруссии, Украины. Запомнилось одно из первых занятий. По-моему, это была встреча с Рубеном Варданяном. Одним из его первых вопросов был: «Ребята, а что вы будете делать после того, как получите MBА?».

Все студенты были абсолютно разные: кто-то из бизнеса, кто-то из крупной компании, кто-то собственник, кто-то наемный работник. Единственным чиновником из этих 40 человек был я. Отвечали по-всякому: один говорил, что хочет открыть свое дело, другой, что он стартапер, кто-то хотел работать в Google, кто-то в «Роснефти». Варданян спросил: «А кто хочет вернуться?» Ни одного! Только моя поднятая рука. Он спросил, кто я. Я ответил: «Иван Кузнецов, работаю помощником мэра».

Следующий вопрос: а почему я хочу вернуться. Тогда абсолютно искренне я ответил, что мне действительно нравится работать в этой команде, мне очень интересно работать под началом нашего мэра, и я действительно хотел бы вернуться. Все очень удивились!

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

На самом деле, этого требует современный быстро меняющийся мир. Он предъявляет к человеку, к специалисту высокие требования, а, следовательно, ты должен быть конкурентоспособным. Работая в мэрии и работая с мэром Казани, понимаешь, как очень тяжело за ним успевать. Если кто-то думает, что, получив должность, он там будет занимать ее всегда, то ошибается. За каждым из нас стоит очередь сильных профессиональных руководителей, которые готовы сделать нашу работу, по их мнению, лучше, чем мы. Поэтому каждый день, выполняя свою работу, мы должны ее делать лучше всех!

О ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Это немножко личное. Ни в коем случае не связанное с моими карьерными целями. Мою супругу зовут Алсу. Она татарка и росла в татарской семье, соблюдавшей традиции. Алсу мне очень понравилась, но у нее были строгие родители. Ее сердце я завоевал, нужно было завоевать расположение родителей, особенно папы. Его зовут Мунир Габдулфатович.

Сегодня мы уже смеемся над тем случаем, когда Алсу звонит папе на работу (папа врач, семья, вообще, очень хорошая, порядочная, все медики: папа — профессор, мама, старшая сестра – доктора, только моя супруга — юрист) и говорит:

— Папа, мне нужно срочно встретиться и поговорить!

Он испугался, что же случилось:

— Приезжай на работу.

Та приехала:

— Папа, я, кажется, влюбилась!

— Кызым, это же так здорово! Как его зовут?

Она говорит:

— Какое ты знаешь самое русское имя?

— Неужели Иван?

Так папа, которого я называю сегодня «эти», впервые услышал обо мне.

У меня всегда был интерес и способности к языкам. Мне очень нравится татарский язык: и матур тел, и туган тел (Габдулла Тукай — Inkazan). Очень красивый язык. Я хочу, чтобы и у моих детей был такой интерес к языкам, чтобы они не просто знали татарский язык, а владели им. Мне этот язык дается непросто, я учу его до сих пор.

О МЕЛОЧАХ

Мое жизненное кредо — мелочей не бывает или дьявол кроется в мелочах. Если не уследить за какой-то маленькой вещью, то она может породить какую-то большую проблему. Это первое. Второе. Это склад характера, отношение к делу. Я обращаю внимание на мелочи. И своим сотрудникам не позволяю работать спустя рукава. Ни в коем случае. И мэр требует от нас того же. Для него тоже не бывает мелочей. В этой работе вообще мелочей не может быть. У меня такое кредо. Кто-то считает, что это чересчур, это бзик. Но для меня это важно.

О ГОДЕ БЕЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

По инвестициям мы на уровне. Тот локомотив движения, который мы запустили при подготовке к Универсиаде, набрал ход и идет. У нас нет снижения по показателям из-за отсутствия каких-либо мероприятий. У нас есть небольшое снижение по отдельным показателям ввиду общемирового кризиса.

У Казани очень дифференцированная экономика. У нас 37% валового территориального продукта занимает малый и средний бизнес. Это очень хороший показатель. Он говорит, прежде всего, о том, что у нас огромное количество людей — 182 тысячи — трудятся в малом и среднем бизнесе. Наблюдается небольшой спад по уровню зарплат в МСП, она составляет порядка 28 тысяч рублей. В среднем зарплата по Казани 34 тысячи.

Мы движемся вперед — 58 тысяч экономически активных субъектов предпринимательства трудятся с Казани. Это только малый и средний бизнес. 172 средние компании, 28,6 тысяч — это малые предприятия, и около 29 тысяч —  индивидуальные предприниматели.  Уже в следующем году мы принимаем Кубок конфередераций. В ноябре этого года будет его жеребьевка. Это тоже очень крупное мероприятие: приедут около 800 гостей со всего мира. И уже в 2018 году у нас будет чемпионат мира по футболу.

О ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕСА

На территории Казани 21 бизнес-парк и инкубатор. Возьмите «Химград»: сколько там компаний! Я не соглашусь с тем, что развивается только сфера гостеприимства. Почему мы делаем на ней акцент и уделяем ей особое внимание? Мы хотим, чтобы она стала полноценным сектором экономики. Я считаю, что этот год будет прорывным по объему турпотока.

Мы поддерживаем малый и средний бизнес, в целом. На это направлена программа льготного кредитования. Этот год будет прорывным и в плане выдачи льготных кредитов. В прошлом году мы выдали их на сумму около 181 миллиона рублей. В этом году мы точно преодолеем эту планку, и значительно преодолеем. На сегодня у нас в банке более 150 заявок. Уже началась выдача денег. Мы поддерживаем совершенно разные отрасли: и здравоохранение, и ЖКХ, и дошкольное образование, и так далее.

Программа поддержки бизнеса льготной арендой — «арендные каникулы». Мы реализовали практически 50% от выставленных на торги помещений. Мы выставляли 40, реализовали 18. Это очень хороший показатель. Во-первых, помещения непростые, требующие ремонта, где-то восстановления, где-то реконструкции. В 10 помещениях люди уже приступили к ремонту. И что там открывается? Открываются типография, медицинский центр, частный детский сад, производство.

О КРУПНЫХ ПРОЕКТАХ

Я очень много общаюсь с российскими и иностранными инвесторами. Казань вызывает огромный интерес. Посмотрите прошлый год: «Леруа Мерлен» открыл свой второй магазин, азербайджанский инвестор купил участок на ул.Сибгата Хакима под строительство четырех-пятизвездочной гостиницы. Планируется, что там будет гостиница «Кемпински» (международная гостиничная сеть — Inkazan). Компания «Полимэкс», Шамовская больница — это все крупнейшие инвестиции, которые требуют гарантии местного и республиканского руководства.

В Казани инвестиции направляются не только в девелоперские проекты и проекты в сфере услуг, но также и в промышленность. В настоящее время ведется серьезнейшая модернизация КАПО, КВЗ, предполагается открытие нового производства на АО «КЗСК-Силикон». Безусловно, новый химический завод в центре Казани мы не хотим, какими бы инвестициями и доходами в бюджет города мы не руководствовались. Еще многое предстоит сделать. Но мы, что называется, взвалили на себя эту штангу и обязательно ее поднимем. Мы хотим создать не просто комфортный предпринимательский, инвестиционный климат, мы хотим сделать его безупречным.

О СНИЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Я не буду сейчас раскрывать все карты. Мы обсудим создание штаба с самими предпринимателями, определим удобный для них формат. Хотелось бы собрать ярких представителей разных отраслей. Соберем рабочую группу и вместе проведем аудит. Это первое, с чего нужно начать. Нам нужно понять, какие у нас законодательные рамки, в которых мы обязаны работать. Мы определим основные муниципальные услуги, относящиеся к бизнесу (их насчитывается 46) и вызывающие самый большой негатив.
На Координационный совет по предпринимательству при мэре Казани мы должны выносить готовые решения. Проблемы, которые мы не можем решить на своем уровне, будем выносить на уровень мэра. Если мэр не может ее решить на своем уровне, то мы будем выносить вопрос на уровень президента.

Опубликовано в «inkazan» 12.07.2016
 

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий