Прокуратура Оренбургской области завершила проверку исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере земельных правоотношений, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения. Надзорное ведомство высказало претензии относительно качества нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг в указанной сфере как на региональном, так и на местном уровнях. Изучение нормативной базы показало, что для предпринимателей, желающих оформить права на землю, создаются излишние административные барьеры.
Так, по мнению прокуратуры, отдельные административные регламенты министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, регламентирующие предоставление государственных услуг по переводу земель из одной категории в другую, по утверждению границ охранных зон в местах подземного расположения коммуникаций, ограничивают предпринимателей в правах. Документы не содержат четких положений о составе административных процедур, последовательности и сроках их выполнения, особенностях их осуществления в электронной форме и критериях принятия решения по поступившей заявке. Кроме того, министерство фактически не обеспечивает субъектов малого и среднего бизнеса доступом к государственным услугам в электронной форме.
Прокуратура опротестовала незаконные административные регламенты и внесла представление в адрес первого Вице-губернатора области. Акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.
На муниципальном уровне выявлены факты полного бездействия в указанной сфере. Как выяснилось, в Адамовском, Акбулакском, Асекеевском, Домбаровском, Илекском, Красногвардейском, Кувандыкском, Курманаевском, Новосергиевском, Октябрьском, Оренбургском, Пономаревском, Саракташском, Северном, Тюльганском, Шарлыкском и Ясненском районах области административные регламенты предоставления муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений отсутствовали. В Ленинском районе г. Орска, г. Новотроицке, Беляевском, Домбаровском, Новосергиевском, Первомайском, Светлинском, Соль-Илецком районах такие административные регламенты противоречили федеральному законодательству, а именно, требовали от заявителей предоставления не предусмотренных законодательством документов либо содержали необоснованные дополнительные основания для отказа в предоставлении услуг.
В некоторых муниципальных образованиях отсутствовала возможность получить услуги в электронной форме, не сформированы реестры муниципальных услуг.
В целях восстановления законности прокуроры внесли главам муниципальных образований представления.
Помимо этого, прокуроры отреагировали на грубые нарушения, допущенные должностными лицами контролирующих органов в отношении коммерсантов.
К примеру, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Курманаевского района наказана по ст. 19.6.1 КоАП РФ за проверку сельхозпредприятия по истечении предусмотренных ежегодным планом сроков.
В отношении служащего органа муниципального земельного контроля в Светлинском районе, который провел проверку на предприятии, не включенном в план проверок, и специалиста городского комитета по имуществу и земельным ресурсам Соль-Илецка, безосновательно осуществившего внеплановую документарную проверку юридического лица и не вручившего проверяемому акт проверки, также возбуждены административные дела по ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле). Их материалы направлены мировым судьям для рассмотрения по существу.
Кроме того, прокуроры выходят с инициативой о наказании проверяющих, незаконно подменяющих внеплановые выездные проверки административными расследованиями, рейдами. В настоящее время в производстве мирового суда находится административное дело, возбужденное прокуратурой области в отношении государственного инспектора оренбургского Управления Росприроднадзора. Проверку производственного предприятия он провел за один день, но документально оформил проведение административного расследования, которое по общему правилу осуществляется в течение месяца и назначается в случаях, когда проведение экспертиз, иных мероприятий требует значительных временных затрат.
Всего по результатам проведенной проверки прокурорами выявлено свыше 800 нарушений законодательства, для устранения которых принесен 51 протест, внесено более 300 представлений, возбуждено 15 административных дел.