Самоотверженная попытка наших дедов и прадедов, крестьян-хлебопашцев, в условиях продовольственной развёрстки предотвратить голод в деревнях и сёлах.
Продовольственная развёрстка была введена Советской властью в критических условиях гражданской войны и разрухи. Сбор продуктов у крестьян осуществляли продотряды.
В Советской России в 1918-19 гг. было собрано 107,9 млн. пудов хлеба и зернофуража, в 1919-20 гг. – 212,5 млн. пудов, в 1920-21 гг. – 367 млн. пудов.
При определении размера развёрстки исходили из потребностей в продовольствии армии и городского населения. Но продовольствие изымалось у крестьян фактически бесплатно, причём не только излишки, но часто и весь семенной фонд – хлеб до последнего зёрнышка.
Насильственные методы, применявшиеся в период продовольственной развёрстки, вызывали рост крестьянского недовольства по всей стране, переходившего иногда в вооружённые выступления.
Предпосылки для восстания видны в документах Орского военного комиссариата 1919 года:
Приказ № 352 от 16 октября:
«В Орский уездный исполком ежедневно является масса граждан со всевозможными заявлениями на незаконные действия воинских частей, из которых красноармейцы произвольно, без ведома граждан и совдепов, забирают на полях стога и омёты сена, скирды необмолоченного хлеба, рогатый молочный скот и т. п.
Кроме того, пользование подводами как воинскими частями, так и проходящими красноармейцами в одиночку, которыми забираются все подводы без исключения и угоняются за 100 вёрст и далее и держатся бесцельно по целым неделям, что в корне разрушает сельское хозяйство. Почти весь хлеб лежит в поле скошенный в копнах, а граждане не имеют возможности убирать с полей, и в смысле уборки хлебов Орский уезд находится в самом безвыходном положении и в случае ненастной погоды весь хлеб может пропасть».
Через год обстановка в Орском уезде стала катастрофической. Продотряды вывозили хлеб на ссыпные пункты, обрекая крестьянские семьи на голодную смерть.
Крестьяне пытались защитить свои семьи. Например, член саринского волисполкома Логинов Прокопий был в г. Орске, просил хлеба для своих 10 голодных ребятишек, но тов. Фильченко его с позором выгнал.
Отчаявшиеся крестьяне, многие из них бывшие фронтовики, были вынуждены взяться за оружие.
«Я только знал, что восстание это всецело не было направлено для свержения власти, а только для того, чтобы не дать последний хлеб», – свидетельствовал Николай Минжулин, хлебопашец из поселка Каратальский, член Саринского волисполкома.
Главными очагами вооружённого сопротивления стали сёла Кувандыкского района: Чукари-Ивановка, Сара, Сарбай, Карагай-Покровка.
Началось восстание 18 ноября 1920 года в селе Чукари-Ивановка. Крестьяне взяли власть в селе в свои руки, арестовали, а затем расстреляли продармейцев.
Повстанцы – люди зрелого возраста, отцы семейств. Уцелевшие в жестоких сражениях Первой мировой войны, своей воинской доблестью заслужившие высокие чины и награды, они возглавили восстание: в Чукарях - Михаил Алексеевич Кофейников и Корнилий Апполонович Крыгин.
Унтер-офицер, участник Первой мировой войны, один из руководителей восстания в с. Чукари-Ивановка Михаил Алексеевич Кофейников и старший унтер-офицер, участник Первой мировой войны, руководитель восстания в с. Чукари-Ивановка Корнилий Апполонович Крыгин
26 ноября восстало население села Сара. Здесь было самое массовое и организованное выступление.
По документам саринского восстания установлено, что продразвёрстка предполагалась в 76 тыс. пудов зерна, столько у крестьян не было. Вся их боль - в воззваниях: «Кризис продовольствия… безвыходное положение… голодная смерть…».
В агитотделе с. Сары работали начальник почты Севастьянов, учителя и работники культуры: Захаров, Пашков, Кочетков, Кадошникова, Григорьева, Самохина. Они переписывали воззвания к солдатам-красноармейцам, населению, труженикам Башкирии и казакам.
«Граждане! Кризис продовольствия ставит тружеников-крестьян в безвыходное положение по отношению к дальнейшему жизненному существованию, и перед нами в настоящее время стоит один вопрос: «Или жить или умереть», так как отсутствие продовольствия и разорение крестьянских хозяйств грозит вам, граждане, неминуемую голодную смерть.
Невозможность избавиться от всем предстоящей гибели населения, вынудило граждан Саринской, Карагай-Покровской и др. волостей и всех прилегающих к ним посёлков выступить на защиту себя с оружием и дубиной в руках.
Посему Революционный комитет с. Сара обращается ко всем гражданам Саринской волости выступить всем от мала до велика на защиту своих собственных прав и освобождения себя от ига насильников трудящихся.
Об организации помощи восставшим сообщать по адресу: с. Сара, Революционный к-т».
Мобилизация в Красную Армию проводилась среди молодёжи. Поэтому, как к своим сыновьям, повстанцы обращались к красноармейцам:
«…задумывались ли вы, что сейчас творится в ваших сёлах. Деревни разорены, хлеб выгружен до зерна, скот сведён со двора, а вы способствуете разорению ваших отцов, матерей, братьев, сестёр.
Смело переходите с оружием к нам, в ряды ваших братьев и отцов. Верьте, что не по прихоти и наущению мы восстали, а по необходимости, дабы спасти остатки своего хозяйства, себя от голодной смерти».
Восставшие верили в справедливость рабоче-крестьянской власти и выступали с лозунгами «С нами Бог! Победа будет за нами».
Саринские повстанцы разоружили волисполком и коммунистов, захватили станции Сара и Блява, разобрали железнодорожный путь, срубили телеграфные столбы.
Выступление саринцев было подавлено 68-й бригадой внутренних сил и регулярными войсками.
Однако восстание перекинулось на другие хутора и сёла, соседние волости, территорию Башкирии и разрослось до огромных размеров. У башкир лидером был Хаджи-Ахмет Юмасов.
В январе 1921 года движение повстанцев продолжалось в окрестностях Преображенского Завода (ныне р.ц. Зилаир, Башкортостан). Для подавления восстания был направлен отряд красноармейцев, позже подошла артиллерия.
При разгроме восстания его участники, рассеянные по степи и загнанные в леса, страдали от жуткого мороза. И сколько было среди них обмороженных и полузамёрзших, вынужденных сдаться?
Повстанцев судили за участие в зелёной банде, хотя они объявили себя Крестьянской Армией.
К середине января 1921 года в Преображенском Заводе ревтрибуналом было приговорено к расстрелу 88 человек, к лишению свободы 262 человека.
Из прошения в реввоентрибунал гражданки с. Сара Евдокии Быковой:
«Муж мой Афанасий за участие в восстании отбывает наказание в Орском доме лишения свободы, – я с четырьмя малолетними детьми 13, 11, 8 и 3 лет погибаю с голоду. Нет одежды, обуви, хлеба совершенно нет, живу на квартире, сама нахожусь в последнем периоде беременности, некому даже ухаживать за огородными овощами, запасти топлива и других жизненных продуктов в зиму. Так что в зиму я обречена на голодную смерть…».
Ходатайство было отклонено. Судьба матери и детей неизвестна.
В начале апреля 1921 года Охранюк-Черский, уроженец Польши, бывший царский офицер, командир кавалерийского дивизиона Красной Армии, неожиданно встал на путь вооружённой борьбы с советской властью.
В селах Ивановское и Михайловское Орского уезда были государственные ссыпные пункты, из которых часть зерна повстанцы забрали, а оставшуюся распределили жителям. Благодаря таким действиям Народной армии Охранюка, крестьянам вернули зерно, и, возможно, именно это позволило сохраниться их семьям, оказавшимся в тисках жесточайшего голода.
В результате восстаний, вспыхнувших во многих районах страны и унёсших огромное количество жизней, продразвёрстка в Советской России была отменена.
Правду об этих страшных кровавых событиях невозможно было говорить их участникам и свидетелям из-за страха репрессий.
Эти события – национальная трагедия, которую нам нужно пережить в сердцах наших. И это Горькая Правда.
Из Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 931:
В целях восстановления исторической справедливости и в соответствии с выводами Комиссии при Президенте Российской Федерации постановляю:
1. Осудить политические репрессии в отношении крестьян — участников восстаний 1918-1922 годов.
2. Признать нарушением основных прав человека и гражданина репрессии в отношении участников крестьянских восстаний 1918-1922 годов…
Ст. преподаватель ОГАУ Вострикова Р.М.
Продовольственная развёрстка
Анастасия Местяшова (не проверено) –
Продовольственная развёрстка привела к гибели тысячи крестьян не только Оренбургской области.
Во всех деревнях есть общественные могилы. Обессиленные от голода крестьяне холодной зимой с 1921 на 1922г не могли даже похоронить друг, друга. Вот тогда весной 1922г появились общественные могилы, за которыми ухаживают к сожалению только местные жители, а ВЛАСТИ давно забыли.
Давайте будем помнить историю своей страны.
05.06. 2014г по инициативе местных жителей с. Покровки Шарлыкского района и при поддержки Главы администрации Ампилогова А.В был установлен и освящен памятник умершим землякам в голодные годы Продразвертки на месте общественной могилы.
Вот статья из Шарлыкской газеты на Новые рубежи.
"Я благодарна Главе администрации и всем землякам оказавшим мне моральную поддержку и посильную материальную помощь, чтобы открытие этого памятника состоялось и была освящена могила. Ведь мои земляки были захоронены даже за территорией кладбища. Только нужно вдуматься, что отпеты они были через 93года. В этот день перед открытием и мне посвятил луч солнца над могилой."
Да, давайте будем помнить, и
Anonymous (не проверено) –
Да, давайте будем помнить, и не искажать.
Спасибо
admin –
Спасибо за подсказку, мы исправили.
Продразверстка
Владимир2016 (не проверено) –
Очень жаль молодых крестьян и их семей, у которых просто грабительски отобран урожай и их обрекли на голодную смерть. Сколько семей остались без отцов, с которыми жестоко расправились и судьба их семей неизвестна.
Крестьян жаль. А остальных,
Меланхолик (не проверено) –
Крестьян жаль. А остальных, которым этот хлеб предназначался - не жаль совсем. В самом деле, пусть бы ели свои станки, трактора и железные дороги, домны и прочее. Ну а померли - бы - так главное отпеть вовремя. Вот так бы конечно лучше было.