Стали известны результаты конкурса грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на 2017 год: поддержано на условиях регионального софинансирования 10 заявок ученых ОГУ. Среди них проект коллектива кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка университета под руководством заведующего Ирины Моисеевой «Разработка региональной модели лингвистического образования в полиязычном Оренбуржье».
Языковая ситуация в Оренбуржье, так же как и в России, претерпевает сегодня изменения. С одной стороны, государство активизировало политику, направленную на сохранение и всестороннее развитие государственного русского языка, а также языков народов, населяющих территорию Российской Федерации. С другой - остаются нерешенными вопросы системного изучения языковой ситуации в стране и ответственности государства за сохранение и защиту языкового пространства образования, культуры, информации.
По мнению руководителя проекта Ирины Моисеевой, молодого человека сегодня учат русскому или армянскому, английскому или китайскому разные преподаватели-филологи, пытаются продемонстрировать ему все достоинства соответствующих культур, но не прививают при этом навыков успешно общаться и работать в многонациональной, поликультурной среде. Именно эти умения, в конечном счете, обеспечивают не только стабильное развитие личности в быстро меняющемся мире 21-м века, но и обеспечивают сохранение политической стабильности в обществе.
- Оренбуржье представляет собой уникальное полиязыковое пространство, предоставляющее возможности соединить азиатские и западно-европейские потоки и создать региональную модель развития полиязычия и поликультурности, - считает Ирина Юрьевна. – И именно образование может обеспечить успешное выполнение задачи формирования и развития полиязыковой личности со сформированными жизненными принципами и ценностями, позволяющими жить, общаться, работать в многонациональной среде. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют специальные программы развития полиязыкового образования, недостаточна подготовка педагогических кадров к образовательному процессу на принципах полиязычности и поликультурности, отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение, недостаточно взаимодействие между учреждениями образования и социальной сферы.
Проект исследования, который начали ученые ОГУ, предусматривает разработку региональной модели лингвистического образования в Оренбуржье с учетом международного опыта: политики триязычия в Казахстане, функционирования Международной организации франкофонии и лингвистических учреждений Израиля, а также лингвистических традиций Германии. Авторы планируют описать принципы, педагогические условия, содержание, методико-педагогическое сопровождение и предполагаемые результаты обучения родным и иностранным языкам с учетом национальных и региональных особенностей Оренбуржья.