И хотя начальник профильного управления администрации города Дмитрий Анисимов, в июне сменивший на этом посту Максима Фазуллина, заявил тогда СМИ, что «революций не будет и смена рынка не планируется», уже осенью эти слухи отчасти подтвердились. О революции, правда, речи не идет, но идея митинга витает в воздухе.

В комиссии – только муниципалы

 

1 сентября муниципалитет объявил о торгах на право работы по семи маршрутам с нерегулируемым тарифом. Их условия вызвали у частных перевозчиков недоумение. Собрать в десятидневный срок обозначенное там количество документов не представлялось возможным. С этим согласилась и прокуратура Оренбурга, в результате чего конкурс продлили. Но его требования опять не устроили частников, обслуживающих, кстати, почти 80 процентов городских маршрутов.

– На данный момент внесено уже третье изменение в конкурсную документацию, и оно касается характеристик подвижного состава, – поясняет Максим Фазуллин, которого после ухода из администрации частники избрали председателем Ассоциации перевозчиков Оренбурга. – Это стало последней каплей для нас. Например, на 14-м маршруте работает 37 «Газелей» вместимостью 20 человек. Перевозчик покупает их или берет в аренду. И готовится конкурсу. Но вдруг узнает, что теперь требуется транспорт, рассчитанный на 16 и 70 мест. Такие автобусы есть только у муниципального предприятия. По сути, все делается для того, чтобы частные перевозчики не могли участвовать в этом конкурсе. Можно предположить, что в городе появилась группа лиц, намеренно сдерживающая конкуренцию.

– Мой сотрудник приходит сдавать документы, но ответственного лица нет на месте, – говорит директор ООО «ГорТранс» Лариса Мысик. – Как выяснилось, все к лучшему: в этот день поменялись условия конкурса. Его документация составлена так, что участники могут узнать обо всех условиях только тогда, когда заявки будут вскрыты. Разве это не нарушение?

По мнению членов ассоциации, а это 17 человек, такая странная ситуация сложилась в том числе и потому, что в городскую транспортную комиссию не включили ни одного частного перевозчика. Возглавляет ее председатель комитета по управлению имуществом города Оренбурга Дмитрий Цветков, чье ведомство является учредителем муниципального казенного транспортного предприятия. Частники убеждены: чиновник заинтересован создавать для него преимущества. Как и руководитель казенного предприятия, также заседающий в комиссии. Это мнение было неоднократно озвучено в ходе открытого собрания, организованного ассоциацией на прошлой неделе. Там перевозчики приняли обращение к главе города с просьбой включить их в состав транспортной комиссии в соотношении пятьдесят на пятьдесят.

Как это сделано в других центрах субъектов РФ, например Йошкар-Оле. Подписанты считают, что только в этом случае они смогут принимать участие в обсуждении всех проектов, а не узнавать о них постфактум.

Хорошо стоим?

 

Конечно, частных перевозчиков можно понять. Ведь в начале двухтысячных именно благодаря им, работавшим на старых «КАвЗах» и «ПАЗах», горожане были избавлены от долгого ожидания на остановках и почти забыли о тех временах, когда теснились в автобусах как сельди в бочке. Да, возникают порой у людей претензии и к качеству транспорта (хотя многим частникам удалось обновить свои автопарки), и к поведению водителей. Но я очень сомневаюсь, что кто-то из оренбуржцев согласится поменять нынешнюю ситуацию на ту, что была лет 20 назад. А предпосылки к этому, как говорят члены ассоциации, есть. Микроавтобусы решили заменить транспортом большой вместимости якобы по просьбам трудящихся. Потому что на некоторых маршрутах в часы пик мест для всех не хватает. Кстати, город давно продвигает идею такой замены, ориентируясь на столичный опыт. А возможно, и на подвижной состав казенного предприятия: ежедневно на городские маршруты выходит примерно тысяча машин, из них не более 15 процентов автобусов и троллейбусов – муниципальные, но все они – большой вместимости. Недаром, едва вступив в должность, Дмитрий Анисимов пообещал сделать упор на работу муниципального транспорта. Однако оборотная сторона этого вроде бы благого дела – увеличение интервалов до 10 минут и более.

– В городе, где нет метро, отдавать приоритет большим автобусам – это преступление. Я, например, не хочу, чтобы мои дети-студенты мерзли на остановке в ожидании транспорта. Да и время сегодня дорого стоит, – говорит директор некоммерческого партнерства «Пассажирский автотранспорт» Елена Андрющенко.

Координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Дмитрий Болдырев, тоже выступивший на собрании перевозчиков, на основе собственного анализа ситуации пришел к следующему выводу:

– Если оценивать комфортность, то есть возможность ехать сидя, большой автобус выиграет всего на 4 – 5 мест. А вот стоять в переполненном транспорте вряд ли кто захочет. И ждать зимой по 10 минут тоже не вариант. Это уже чревато потерей здоровья.

Дорожная арифметика

 

Дотация муниципальному предприятию, объединившему в этом году автобусный и троллейбусный парки, тоже вызывает вопросы. Это в общей сложности 250 миллионов рублей в год из городской казны. Но даже при таких условиях муниципалы буквально в прошлом месяце настаивали на повышении тарифов. По их оценке, если бы, к примеру, за проезд в общественном транспорте оренбуржцы платили в полной мере, то один билет стоил бы почти 35 рублей. Разницу, так называемые недополученные доходы, покрывает бюджет. Как они вычисляются? Бюджетную компенсацию муниципалы получают по факту своей работы: докладывают, сколько пробегов сделали, сколько средств израсходовали. А вот количество пассажиров планируется на год вперед. Исходя из этого считается дотация. В таком случае почему частник, не получая ее, продолжает вести свой, казалось бы, неприбыльный бизнес? Считается, что частный перевозчик, в отличие от муниципала, может себе позволить держать кондукторов за штатом, совмещать несколько должностей в одной. Только 34 процента от всех доходов казенного предприятия уходит на налоги. А медосмотр  водителей стоит миллион рублей в год. Частник, в отличие от муниципалов, может это обойти.

– Лицензионные требования для всех одинаковы, – не соглашаются с таким мнением перевозчики. – Все наши водители проведены официально, они тоже проходят медосвидетельствование, мы тоже платим налоги с прибыли. При этом мы арендуем базу, а муниципалы безвозмездно пользуются городским имуществом. Транспорт для них приобретают за бюджетные деньги, а мы его берем в кредит. Но в чем-то нам действительно приходиться себя ограничивать. К примеру, мы не всегда пользуемся автомойкой. Водитель встает в четыре утра, берет ведро и моет свой автобус сам. Он же занимается ремонтом – мы не содержим штат слесарей. У нас нет кондукторов, но, когда очень трудно, рядом с водителем садится мама, бабушка, сестра…

– На тех условиях, на которых работает муниципальное транспортное предприятие, мы могли бы возить пассажиров по тарифу 10 рублей, – заявляет Елена Андрющенко. – На недавнем заседании горсовета начальник управления пассажирского транспорта сказал, что муниципалы, в отличие от частников, перевозят льготные категории. На самом деле мы тоже с ними работаем. Автобусы казенного предприятия параллельно с нами обслуживают три вполне рентабельных маршрута: № 19, 20 и 21. Там у муниципалов занято 50 автобусов. А на шести оставшихся маршрутах у них по факту работает 9 машин. И вот на 9 автобусов казенное предприятие в год получает 117 миллионов рублей! То есть миллион на один автобус в месяц!

– Меня удивило, что за последние годы ни одно частное предприятие не получило субсидию из бюджета, хотя это стало бы хорошим подспорьем в наше трудное время. И частник мог бы работать в рамках регулируемого тарифа, – отмечает «фронтовик» Дмитрий Болдырев.

 

Активисту Народного фронта пришлось исполнить роль чуть ли не единственного представителя власти на этом собрании. Градоначальник Евгений Арапов отправился в тот день в командировку, занят был другими делами и начальник управления пассажирского транспорта Дмитрий Анисимов. Один из городских депутатов, присутствующих на заседании, скромно отмалчивался. По словам участников, это обычная ситуация. Они готовы к открытому диалогу с муниципалами, хоть к прямому эфиру, но другая сторона в нем почему-то не заинтересована. Да, соглашаются местные телевизионщики, сколько ни звали – все вместе приходить отказываются. Вот и решили частные перевозчики написать обращения в администрацию президента и в ФАС. Ну а если и это не поможет – готовы выйти на митинг, чтобы заявить о своих проблемах во всеуслышание.

Впрочем, еще один представитель города – старший помощник прокурора Оренбурга Галина Назмутдинова сообщила, что все озвученные претензии уже переданы в региональное УФАС. Изменения в конкурсной документации также находятся в процедуре проверки. Остается надеяться, что в результате конкурса выиграют самые заинтересованные лица – пассажиры.

Для справки.

Вступивший в силу в январе 2016 года 220-й Федеральный закон разграничил маршруты на два вида: с регулируемым тарифом (затраты по которому перевозчику восполняются из бюджета) и нерегулируемым. Таким образом, частникам разрешили устанавливать стоимость проезда по своему усмотрению. Считается, что в этой ситуации только муниципальные тарифы являются для них сдерживающим фактором.

Валентина СОКОЛОВА

Фото Галины ФОМИНОЙ

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий