Прокуратурой Пономаревского района в ходе осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления антимонопольного законодательства установлено следующее: Постановлением Главы муниципального образования «Пономаревский район» «О порядке формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Пономаревского района» № 534-п от 29.12.2007 г. утвержден Порядок формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Пономаревского района.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Однако в ходе проверки установлено, что ряд положений Порядка формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов (далее по тексту Порядка) на территории Пономаревского района приняты в нарушение ст. 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции».
В соответствии с абзацем 6 п. 6 указанного Порядка для согласования вопроса об открытии маршрута перевозчик должен представить расчет необходимого количества автотранспорта для выполнения предлагаемого расписания движения, согласованного с Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Однако действующее законодательство не предусматривает обязательное согласование количества автотранспорта на маршруте с органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Таким образом, требование согласования расчета транспортных средств создает административный барьер в процессе согласования документации для последующего осуществления деятельности перевозчиков, что может повлечь сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Согласно п. 9 Порядка уполномоченный орган заключает договор с перевозчиком и выдает разрешение на право осуществления пассажирских перевозок на 3 года.
В соответствии со ст. ст. 23, 49 Гражданского Кодекса РФ граждане - предприниматели и юридические лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, а отдельными видами - после получения лицензии.
Часть 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. устанавливает, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г., лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на 5 лет.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает иных разрешений для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а разрешение, вводимое п. 9 Порядка является административным барьером для допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению данного вида деятельности. Ограниченный срок действия устанавливаемого разрешения, препятствует реализации прав перевозчиков, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг по перевозке пассажиров.
Абзац 3 п. 11 Порядка предусматривает в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на право осуществления пассажирских перевозок отсутствие необходимости в дополнительных рейсах на маршрутах.
Статья 2 Гражданского Кодекса РФ закрепляет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, следовательно, низкорентабельность или убыточность пассажирских перевозок на определенном маршруте относится к риску предпринимательской деятельности конкретного перевозчика.
Таким образом, абзац 3 п. 11 Порядка устанавливает ограничения прав перевозчиков на оказание услуг по перевозке пассажиров, что может повлечь для остальных перевозчиков возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Пунктом 20 Порядка установлен срок действия решения уполномоченного органа об исключении из областного Реестра - 1 год. Согласно п. 21 Порядка, перевозчик вправе после окончания данного срока переоформить документы на открытие автобусного маршрута с внесением его в областной реестр, представив в уполномоченный орган документы в соответствии с порядком.
Однако установление годичного срока для возобновления перевозок после исключения из Реестра может быть квалифицировано как введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности - оказания услуг по перевозке пассажиров автотранспортом.
Таким образом, в результате включения в Порядок формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов положений, противоречащих ст. 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» созданы административные барьеры для допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению данного вида деятельности, что негативно сказывается на развитии добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
По данным нарушениям прокуратурой района в адрес Главы администрации МО «Пономаревский район» внесено представление с требованием устранения допущенных нарушений.