29 февраля 2004 года от Р.Х. по новому стилю
16 февраля 2004 года от Р.Х. по старому стилю
Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия
В настоящий день св. Церковью воспоминается победа Православия над ересями, почему этот воскресный день называется также и «неделей Православия». По объяснению Синаксаря, в настоящий день празднуется «возставление святых и честных икон», бывшее в 842 г. «от Михаила (Византийского императора) и Феодоры святыя и блаженнейшия царицы и св. Мефодия, патриарха Константинопольского». Празднование это было установлено по поводу окончательной победы св. Церкви над иконоборческою ересью.
В песнопениях этого дня св. Церковь, прославляет святые иконы, а также ревнителей иконопочитания, и внушает нам обязанность почитания святых икон. Но так как догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики и победа над иконоборством была не победою только св. Церкви в пользу благочестивого обычая иконопочитания, но именно победою православия (т. е. той религиозной истины, которая находит в почитании священных изображений живое и наглядное выражение) и так как св. Церковь ко времени победы над иконоборчеством в борьбе с различными ересями окончательно выяснила и определила в правилах семи Вселенских Соборов православное христианское учение, то ныне празднуемое событие и названо не торжеством иконопочитания, а Торжеством Православия. Это не значит, что с IX в. не появлялось уже более или не могло появиться ересей; а значит, что все последующие ереси, как бы они ни были многочисленны и разнообразны, находят себе обличение и опровержение в определениях семи Вселенских Соборов.
Победа православия в самой греческой Церкви первоначально была отпразднована в первую неделю Великого поста, и таким образом основание настоящего торжества православия есть историческое. Вместе с этим св. Церковь торжеством настоящего дня имеет в виду дать высокое утешение проходящим, согласно с правилами веры и благочестия, подвиг поста, видя в нем доказательство живого общения их по вере и жизни с нею, и находя в нем основание для молитвенного ходатайства за них пред Богом.
Еще восстановители почитания и поклонения святых и честных икон определили ежегодно «сему священному торжеству бывати, да не когда и паки в тожде злочестие (иконоборства) впадем». Из Греции чин православия перешел вместе с христианством и в церковь Русскую.
По окончании литургии в нынешний день положено совершать особый чин православия, составленный св. Мефодием. Хотя этот чин, сообразно обстоятельствам времени, на протяжении нескольких веков и терпел изменения, но в нем всегда указывалось: 1) выносить для поклонения и целования иконы на середину храма; 2) возносить благодарение Богу за торжество Церкви над ересями; 3) изъявлять послушание Церкви и произносить исповедание истинной веры; 4) еретикам произносить анафему (анафема отлучение от Церкви, от общества верующих, как последняя мера строгости к вразумлению отступников правой веры); 5) защитникам и покровителям Церкви: живым возглашать многолетие, а умершим вечную память.
16 февраля 2004 года от Р.Х. по старому стилю
Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия
В настоящий день св. Церковью воспоминается победа Православия над ересями, почему этот воскресный день называется также и «неделей Православия». По объяснению Синаксаря, в настоящий день празднуется «возставление святых и честных икон», бывшее в 842 г. «от Михаила (Византийского императора) и Феодоры святыя и блаженнейшия царицы и св. Мефодия, патриарха Константинопольского». Празднование это было установлено по поводу окончательной победы св. Церкви над иконоборческою ересью.
В песнопениях этого дня св. Церковь, прославляет святые иконы, а также ревнителей иконопочитания, и внушает нам обязанность почитания святых икон. Но так как догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики и победа над иконоборством была не победою только св. Церкви в пользу благочестивого обычая иконопочитания, но именно победою православия (т. е. той религиозной истины, которая находит в почитании священных изображений живое и наглядное выражение) и так как св. Церковь ко времени победы над иконоборчеством в борьбе с различными ересями окончательно выяснила и определила в правилах семи Вселенских Соборов православное христианское учение, то ныне празднуемое событие и названо не торжеством иконопочитания, а Торжеством Православия. Это не значит, что с IX в. не появлялось уже более или не могло появиться ересей; а значит, что все последующие ереси, как бы они ни были многочисленны и разнообразны, находят себе обличение и опровержение в определениях семи Вселенских Соборов.
Победа православия в самой греческой Церкви первоначально была отпразднована в первую неделю Великого поста, и таким образом основание настоящего торжества православия есть историческое. Вместе с этим св. Церковь торжеством настоящего дня имеет в виду дать высокое утешение проходящим, согласно с правилами веры и благочестия, подвиг поста, видя в нем доказательство живого общения их по вере и жизни с нею, и находя в нем основание для молитвенного ходатайства за них пред Богом.
Еще восстановители почитания и поклонения святых и честных икон определили ежегодно «сему священному торжеству бывати, да не когда и паки в тожде злочестие (иконоборства) впадем». Из Греции чин православия перешел вместе с христианством и в церковь Русскую.
По окончании литургии в нынешний день положено совершать особый чин православия, составленный св. Мефодием. Хотя этот чин, сообразно обстоятельствам времени, на протяжении нескольких веков и терпел изменения, но в нем всегда указывалось: 1) выносить для поклонения и целования иконы на середину храма; 2) возносить благодарение Богу за торжество Церкви над ересями; 3) изъявлять послушание Церкви и произносить исповедание истинной веры; 4) еретикам произносить анафему (анафема отлучение от Церкви, от общества верующих, как последняя мера строгости к вразумлению отступников правой веры); 5) защитникам и покровителям Церкви: живым возглашать многолетие, а умершим вечную память.
Источник:
Город:
Темы:
Короткий адрес: