Социальное партнерство в конечном итоге решает две важнейшие задачи ликвидация бедности в России и увеличение ВВП вдвое.
В настоящее время в Оренбургской области действуют 43 территориальных и 15 региональных отраслевых соглашений в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, государственных учреждений и общественного обслуживания. На 1 апреля 2007 г. Заключено 5168 коллективных договоров. Ими охвачено почти 68 тысяч человек.
Наш корреспондент побеседовал с координатором стороны профсоюзов областной трехсторонней комиссии, заместителем председателя Федерации организаций профсоюзов Оренбургской области Сергеем Степановичем Пахомовым.
Он обозначил ряд существующих проблем в социальном партнерстве и поделился с намеченными путями их решения.
- Область распространения соглашений вас устраивает?
- Не совсем. Достаточно болезненной и не проработанной на практике остается проблема распространения соглашений (областного и территориальных, территориальных отраслевых) на предприятия, не входящие в объединения и союзы предпринимателей. Если статьей 48 Трудового кодекса РФ процедура решения этой проблемы определена более детально для федерального уровня, то для уровней других субъектов (области, МО) статьей 47 сделана в этом отношение лишь попытка решения проблемы. Нам ее необходимо подкрепить конкретной процедурой. Необходима дальнейшая нормативно-правовая проработка, переговоры, соглашения и т.п.
- Как отслеживать выполнение соглашений?
- Для повышения действенности и эффективности соглашений по регулированию социально-трудовых отношений и социальной защиты населения необходимо разработать единые для всех сторон соглашений методику или принципы определения степени выполнения тех или иных соглашений. Показатели о степени выполнения учитывать при подведении общих итогов социально-экономического развития предприятий и муниципальных образований, в том числе при определении лидеров экономики в области. Этим мы исключим возможность быть в числе лидеров тем, у кого нет коллективного договора или есть, но формальный, тех, у кого средняя зарплата наемных работников ниже прожиточного минимума, тех, кто не выполнил обязательства по коллективному договору.
- Заключение коллективных договоров - больной вопрос?
- Отчасти. Важнейшие принципы социального партнерства, узаконенные Трудовым кодексов РФ, - равноправие и правомочность представителей сторон не всегда соблюдаются. Имеют место случаи, когда коллективные договоры с работодателями заключаются лицами, не уполномоченными на то собраниями (конференциями) работников, когда в прямое нарушение статьи 36 Трудового кодекса РФ от имени работников коллективные договоры заключают лица, представляющие интересы работодателя. Зачастую нарушается принцип паритетности при формировании комиссий по ведению переговоров и подготовке проекта коллективного договора или соглашения. При этом комиссии, большинством состоящие из представителей, например, работодателя, по сути, являются консультативным органом при одной из сторон, понятно какой.
- Должно быть и обсуждение коллективных договоров?!
- Конечно! В связи с утратой силы федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» утратили силу, на наш взгляд, такие важные нормы законодательства как обязательное обсуждение проекта коллективного договора в подразделениях предприятия (организации) и утверждение коллективного договора на собрании (конференции) работников. В Трудовой кодекс РФ эти нормы не перенесены. При встречах с профсоюзным активом, работодателями, нашими партнерами в сфере труда мы настоятельно рекомендуем сохранить эти процедуры. Это можно сделать путем включения этих норм в коллективный договор или в решение комиссий по ведению переговоров при определении порядка заключения коллективного договора.
- Какие меры планируется принять?
- Сторонам социального партнерства, в том числе муниципального уровня, в лице комиссий по регулированию социально-трудовых отношений необходимо ввести в практику реализацию совершенно новой статьи 35.1 Трудового кодекса РФ. Она требует от органов власти и органов местного самоуправления, во-первых, обеспечения условий для участия соответствующих комиссий в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда. Во-вторых, проекты законодательных, нормативных, правовых актов, а также материалы для их обсуждения необходимо направлять на рассмотрение в соответствующие комиссии. И, в-третьих, решения соответствующих комиссий или их мнения, мнения сторон по рассмотренным проектам подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления.
- Что еще нужно сделать?
- В ближайшей перспективе сторонами социального партнерства на областном уровне предстоит решить три важных вопроса: - внести в Законодательное собрание области подготовленный трехсторонней комиссией проект закона «О системе органов по регулированию социально-трудовых отношений в Оренбургской области»; - разработать и заключить областное трехстороннее соглашение; - разработать и заключить областное соглашение о минимальной заработной плате в Оренбургской области (в соответствии с изменениями федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). В общем, для успешной реализации социального партнерства необходимо обеспечить совокупность факторов, что позволит ему подняться на более высокий уровень.
В настоящее время в Оренбургской области действуют 43 территориальных и 15 региональных отраслевых соглашений в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, государственных учреждений и общественного обслуживания. На 1 апреля 2007 г. Заключено 5168 коллективных договоров. Ими охвачено почти 68 тысяч человек.
Наш корреспондент побеседовал с координатором стороны профсоюзов областной трехсторонней комиссии, заместителем председателя Федерации организаций профсоюзов Оренбургской области Сергеем Степановичем Пахомовым.
Он обозначил ряд существующих проблем в социальном партнерстве и поделился с намеченными путями их решения.
- Область распространения соглашений вас устраивает?
- Не совсем. Достаточно болезненной и не проработанной на практике остается проблема распространения соглашений (областного и территориальных, территориальных отраслевых) на предприятия, не входящие в объединения и союзы предпринимателей. Если статьей 48 Трудового кодекса РФ процедура решения этой проблемы определена более детально для федерального уровня, то для уровней других субъектов (области, МО) статьей 47 сделана в этом отношение лишь попытка решения проблемы. Нам ее необходимо подкрепить конкретной процедурой. Необходима дальнейшая нормативно-правовая проработка, переговоры, соглашения и т.п.
- Как отслеживать выполнение соглашений?
- Для повышения действенности и эффективности соглашений по регулированию социально-трудовых отношений и социальной защиты населения необходимо разработать единые для всех сторон соглашений методику или принципы определения степени выполнения тех или иных соглашений. Показатели о степени выполнения учитывать при подведении общих итогов социально-экономического развития предприятий и муниципальных образований, в том числе при определении лидеров экономики в области. Этим мы исключим возможность быть в числе лидеров тем, у кого нет коллективного договора или есть, но формальный, тех, у кого средняя зарплата наемных работников ниже прожиточного минимума, тех, кто не выполнил обязательства по коллективному договору.
- Заключение коллективных договоров - больной вопрос?
- Отчасти. Важнейшие принципы социального партнерства, узаконенные Трудовым кодексов РФ, - равноправие и правомочность представителей сторон не всегда соблюдаются. Имеют место случаи, когда коллективные договоры с работодателями заключаются лицами, не уполномоченными на то собраниями (конференциями) работников, когда в прямое нарушение статьи 36 Трудового кодекса РФ от имени работников коллективные договоры заключают лица, представляющие интересы работодателя. Зачастую нарушается принцип паритетности при формировании комиссий по ведению переговоров и подготовке проекта коллективного договора или соглашения. При этом комиссии, большинством состоящие из представителей, например, работодателя, по сути, являются консультативным органом при одной из сторон, понятно какой.
- Должно быть и обсуждение коллективных договоров?!
- Конечно! В связи с утратой силы федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» утратили силу, на наш взгляд, такие важные нормы законодательства как обязательное обсуждение проекта коллективного договора в подразделениях предприятия (организации) и утверждение коллективного договора на собрании (конференции) работников. В Трудовой кодекс РФ эти нормы не перенесены. При встречах с профсоюзным активом, работодателями, нашими партнерами в сфере труда мы настоятельно рекомендуем сохранить эти процедуры. Это можно сделать путем включения этих норм в коллективный договор или в решение комиссий по ведению переговоров при определении порядка заключения коллективного договора.
- Какие меры планируется принять?
- Сторонам социального партнерства, в том числе муниципального уровня, в лице комиссий по регулированию социально-трудовых отношений необходимо ввести в практику реализацию совершенно новой статьи 35.1 Трудового кодекса РФ. Она требует от органов власти и органов местного самоуправления, во-первых, обеспечения условий для участия соответствующих комиссий в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда. Во-вторых, проекты законодательных, нормативных, правовых актов, а также материалы для их обсуждения необходимо направлять на рассмотрение в соответствующие комиссии. И, в-третьих, решения соответствующих комиссий или их мнения, мнения сторон по рассмотренным проектам подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления.
- Что еще нужно сделать?
- В ближайшей перспективе сторонами социального партнерства на областном уровне предстоит решить три важных вопроса: - внести в Законодательное собрание области подготовленный трехсторонней комиссией проект закона «О системе органов по регулированию социально-трудовых отношений в Оренбургской области»; - разработать и заключить областное трехстороннее соглашение; - разработать и заключить областное соглашение о минимальной заработной плате в Оренбургской области (в соответствии с изменениями федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). В общем, для успешной реализации социального партнерства необходимо обеспечить совокупность факторов, что позволит ему подняться на более высокий уровень.
Город:
Темы:
Короткий адрес: