Зайдите сегодня в любую школу, больницу, театр, клуб или библиотеку и спросите, что больше всего волнует людей? Не ошибусь, если скажу, что предполагаемый переход бюджетных организаций на новую систему оплаты труда (НСОТ).
Российское правительство настаивает на скорейшем введении НСОТ. Причем, без согласования с профсоюзами. Увеличение зарплаты может получиться, во-первых, неравномерным, а во-вторых, не исключено, что стимулирующие надбавки к базовым окладам распределят по остаточному принципу – насколько хватит денег. Какая будет зарплата, кому и за что добавят – только об этом и судачат сейчас учителя, врачи и работники культуры. Редакция обратилась к руководителям бюджетных отраслей Оренбуржья, представляющих интересы работодателей с просьбой разъяснить ситуацию. Министры поручили подготовить ответы для читателей нашей газеты начальникам своих экономических отделов. И вот что мы от них получили. Приводим тексты дословно.
Министерство культуры
Средняя заработная плата работников культуры остается очень низкой и составляет по состоянию на 1 октября 2007 г. 3982 рубля. Система оплаты труда осуществляется на основании Единой тарифной сетки.
При возможности увеличения фонда оплаты труда, производимой индексации, перевод на отраслевую систему оплату труда даст положительный результат в части увеличения заработной платы работников бюджетной сферы. Проект новой отраслевой системы оплаты труда (при утверждении в представленной редакции) предусматривает увеличение должностных окладов работников культуры и искусства на 50 процентов. Оптимальная система оплаты труда работников бюджетной сферы должна быть доведена до уровня средней заработной платы работников промышленности.
Министерство здравоохранения
В 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года № 605 «О введении новых систем оплаты труда…» в бюджетных учреждениях будет осуществлен переход на новую систему оплаты труда. Применение Единой тарифной сетки по оплате труда существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению. В основу новой системы оплаты труда заложены принципы, направленные, в первую очередь, на стимулирование работника к повышению качества предоставленных услуг. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, согласно названного выше постановления, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Одними из основных подходов к формированию новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений являются:
- повышение достигнутого уровня оплаты труда;
- обоснованное соотношение величин базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
В предложенном Минздравом области проекте нового Положения об оплате труда медицинских работников соблюдено право, установленное статьей 2 Трудового Кодекса о том, что выплачиваемая заработная плата не должна быть ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. Фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области будет увеличен на 14% с 1 февраля 2008 года, что позволит повысить заработную плату.
Министерство образования
Оренбургская область в 2008 году принимает участие в конкурсном отборе по федеральной поддержке субъектов РФ, внедряющих региональные комплексные проекты модернизации российского образования.
Одним из основных направлений конкурсного отбора является введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
В Оренбургской области оплата труда работников ОУ осуществляется на основе ЕТС. Существующая система ОТ на основе ЕТС приводит к значительному отставанию заработной платы работников образования от средней заработной платы в отраслях экономики.
Для справки: в области сегодня средняя заработная плата работников, занятых в экономике -10250 рублей, средняя заработная плата учителей в области с учетом сентябрьского повышения - 6400рублей (62,4%).
Организация оплаты труда работников всей бюджетной сферы в рамках Единой тарифной сетки не позволяет учитывать особенности организации труда по категориям работников и по отраслям экономики, не создает заинтересованности в повышении качества и результативности работы.
Главными недостатками существующей системы оплаты труда в отрасли образования являются сложившаяся в результате применения ЕТС «уравниловка» в оплате труда педагогических работников, а также крайне низкий уровень ставок (окладов) заработной платы.
Введение НСОТ призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов, обеспечить реальное повышение доходов учителей, и что самое важное, сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы.
Можно сказать, что от реализации данного направления зависит обретение российским учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.
Введение новой системы оплаты работников позволит:
1. Связать заработную плату с качеством, результативностью труда;
2. Повысить стимулирующую функцию оплаты труда через увеличение в общем фонде оплаты труда объема стимулирующих надбавок;
3. Повысить заработную плату учителей как условие привлечения квалифицированных кадров в систему образования;
4. Учитывать в базовой части оплаты труда количество обучаемых;
5. Задействовать механизмы привлечения общественности к распределению части фонда оплаты.
Но вместе с тем, при реализации внедрения новой системы оплаты в сфере образования могут возникнуть риски, связанные с неподготовленностью педагогических коллективов и руководителей к введению НСОТ:
- несформированностью подходов системы начисления оплаты труда за некоторые виды педагогической деятельности;
- социальной напряженностью в результате увеличения дифференциации заработной платы педработников ОУ при недостаточной сформированности критериев результативности педагогического труда при их стимулировании.
Комментарий редакции
Основа новых систем оплаты труда – базовые оклады. И от того, какой будет этот оклад, зависит успех. К сожалению, нельзя сегодня быть удовлетворенным тем, что в этих новых системах навязываются очень низкие базовые оклады. Работодатели пытаются доказать, что должны быть большие стимулирующие надбавки. Считаю, что надо обеспечить прежде всего базу, а уж потом надбавки. Базовый оклад должен быть не ниже прожиточного минимума. Если мыслить логически, то фонд оплаты труда надо значительно увеличивать. То есть все упирается в деньги. А у работодателей одно желание: фонд оплаты труда не менять, а деньги перераспределить внутри. Это профанация.
Дело ведь не в системе, дело в количестве выделяемых денег. Профсоюзам важно, чтобы платили, и чтобы люди были довольны. Мы за эксперименты, за повышение зарплаты, за то, чтобы оценивалось качество работы. Но нельзя забывать, что для того, чтобы работа была привлекательной для молодых специалистов, зарплата, которую они изначально получат, должна быть выше сегодняшней. А вот стимулирующие выплаты, определяющие результативность и эффективность работы, могут последовать уже потом, когда человек себя проявит в работе.
Правительству и работодателям хочется сохранить нынешний уровень базовых ставок. А хотелось, чтобы эти ставки в большей степени оценивали вклад работника, его квалификацию, профессионализм. Поэтому сегодня главное для профсоюзов, чтобы стоимость труда была оценена достойно.
Российское правительство настаивает на скорейшем введении НСОТ. Причем, без согласования с профсоюзами. Увеличение зарплаты может получиться, во-первых, неравномерным, а во-вторых, не исключено, что стимулирующие надбавки к базовым окладам распределят по остаточному принципу – насколько хватит денег. Какая будет зарплата, кому и за что добавят – только об этом и судачат сейчас учителя, врачи и работники культуры. Редакция обратилась к руководителям бюджетных отраслей Оренбуржья, представляющих интересы работодателей с просьбой разъяснить ситуацию. Министры поручили подготовить ответы для читателей нашей газеты начальникам своих экономических отделов. И вот что мы от них получили. Приводим тексты дословно.
Министерство культуры
Средняя заработная плата работников культуры остается очень низкой и составляет по состоянию на 1 октября 2007 г. 3982 рубля. Система оплаты труда осуществляется на основании Единой тарифной сетки.
При возможности увеличения фонда оплаты труда, производимой индексации, перевод на отраслевую систему оплату труда даст положительный результат в части увеличения заработной платы работников бюджетной сферы. Проект новой отраслевой системы оплаты труда (при утверждении в представленной редакции) предусматривает увеличение должностных окладов работников культуры и искусства на 50 процентов. Оптимальная система оплаты труда работников бюджетной сферы должна быть доведена до уровня средней заработной платы работников промышленности.
Министерство здравоохранения
В 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года № 605 «О введении новых систем оплаты труда…» в бюджетных учреждениях будет осуществлен переход на новую систему оплаты труда. Применение Единой тарифной сетки по оплате труда существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению. В основу новой системы оплаты труда заложены принципы, направленные, в первую очередь, на стимулирование работника к повышению качества предоставленных услуг. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, согласно названного выше постановления, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Одними из основных подходов к формированию новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений являются:
- повышение достигнутого уровня оплаты труда;
- обоснованное соотношение величин базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
В предложенном Минздравом области проекте нового Положения об оплате труда медицинских работников соблюдено право, установленное статьей 2 Трудового Кодекса о том, что выплачиваемая заработная плата не должна быть ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. Фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области будет увеличен на 14% с 1 февраля 2008 года, что позволит повысить заработную плату.
Министерство образования
Оренбургская область в 2008 году принимает участие в конкурсном отборе по федеральной поддержке субъектов РФ, внедряющих региональные комплексные проекты модернизации российского образования.
Одним из основных направлений конкурсного отбора является введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
В Оренбургской области оплата труда работников ОУ осуществляется на основе ЕТС. Существующая система ОТ на основе ЕТС приводит к значительному отставанию заработной платы работников образования от средней заработной платы в отраслях экономики.
Для справки: в области сегодня средняя заработная плата работников, занятых в экономике -10250 рублей, средняя заработная плата учителей в области с учетом сентябрьского повышения - 6400рублей (62,4%).
Организация оплаты труда работников всей бюджетной сферы в рамках Единой тарифной сетки не позволяет учитывать особенности организации труда по категориям работников и по отраслям экономики, не создает заинтересованности в повышении качества и результативности работы.
Главными недостатками существующей системы оплаты труда в отрасли образования являются сложившаяся в результате применения ЕТС «уравниловка» в оплате труда педагогических работников, а также крайне низкий уровень ставок (окладов) заработной платы.
Введение НСОТ призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов, обеспечить реальное повышение доходов учителей, и что самое важное, сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы.
Можно сказать, что от реализации данного направления зависит обретение российским учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.
Введение новой системы оплаты работников позволит:
1. Связать заработную плату с качеством, результативностью труда;
2. Повысить стимулирующую функцию оплаты труда через увеличение в общем фонде оплаты труда объема стимулирующих надбавок;
3. Повысить заработную плату учителей как условие привлечения квалифицированных кадров в систему образования;
4. Учитывать в базовой части оплаты труда количество обучаемых;
5. Задействовать механизмы привлечения общественности к распределению части фонда оплаты.
Но вместе с тем, при реализации внедрения новой системы оплаты в сфере образования могут возникнуть риски, связанные с неподготовленностью педагогических коллективов и руководителей к введению НСОТ:
- несформированностью подходов системы начисления оплаты труда за некоторые виды педагогической деятельности;
- социальной напряженностью в результате увеличения дифференциации заработной платы педработников ОУ при недостаточной сформированности критериев результативности педагогического труда при их стимулировании.
Комментарий редакции
Основа новых систем оплаты труда – базовые оклады. И от того, какой будет этот оклад, зависит успех. К сожалению, нельзя сегодня быть удовлетворенным тем, что в этих новых системах навязываются очень низкие базовые оклады. Работодатели пытаются доказать, что должны быть большие стимулирующие надбавки. Считаю, что надо обеспечить прежде всего базу, а уж потом надбавки. Базовый оклад должен быть не ниже прожиточного минимума. Если мыслить логически, то фонд оплаты труда надо значительно увеличивать. То есть все упирается в деньги. А у работодателей одно желание: фонд оплаты труда не менять, а деньги перераспределить внутри. Это профанация.
Дело ведь не в системе, дело в количестве выделяемых денег. Профсоюзам важно, чтобы платили, и чтобы люди были довольны. Мы за эксперименты, за повышение зарплаты, за то, чтобы оценивалось качество работы. Но нельзя забывать, что для того, чтобы работа была привлекательной для молодых специалистов, зарплата, которую они изначально получат, должна быть выше сегодняшней. А вот стимулирующие выплаты, определяющие результативность и эффективность работы, могут последовать уже потом, когда человек себя проявит в работе.
Правительству и работодателям хочется сохранить нынешний уровень базовых ставок. А хотелось, чтобы эти ставки в большей степени оценивали вклад работника, его квалификацию, профессионализм. Поэтому сегодня главное для профсоюзов, чтобы стоимость труда была оценена достойно.
Город:
Темы:
Короткий адрес:
Новую систему оплаты труда в
Anonymous (не проверено) –
Новую систему оплаты труда в школах нашего городка (Ясный Оренбургской области)ждали с нетерпением. Но вот пришел экономист с тарификацией - и все в шоке!!! Да, ставка у учителя поднялась, а вот зарплата не просто не выросла, а даже уменьшилась. Кто может объяснить учителю русского языка и литературы, почему он, имея недельную нагрузку 33 учебных часа, проводя каждый день по 6 уроков, почему он должен получать 10 тысяч рублей в месяц??? А ведь наш губернатор сказал на всю область, что средняя заработная плата учителя 12 тыс. рублей.
В вечерней школе средняя
Anonymous (не проверено) –
В вечерней школе средняя зарплата учителя 5 тысяч рублей!!! А с каким контенгентом учащихся работают педагоги? Учащиеся 9 классов все переводятся из дневных школ по решению КДН и ЗП! С каждым приходиться работать индивидуально, находить подход. Просто учителя работают на голом энтузиазме!
Поправка за опечатку в
Anonymous (не проверено) –
Поправка за опечатку в тексте:энтузиазме!!!