Валерий Иванович, негативные явления, вызванные мировым финансовым кризисом, изменили динамику показателей развития экономики Оренбургской области и это пришлось учитывать при формировании областного бюджета, который впервые планировался на три года. В чем его особенность?
- Несмотря на все сложности сегодняшнего времени и изменения, которые пришлось внести в бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов, его роль в социальном развитии области по-прежнему является определяющей и его главная особенность – он остается социально направленным. Расходы на решение насущных, жизненно важных вопросов населения в областном бюджете только на 2009 год планируется в объеме 27,8 млрд. рублей, что составляет более 61 процента от всех расходов бюджета. На 2010 год эти расходы планируются в сумме 30,3 млрд. рублей, на 2011 год – 32,0 млрд. рублей. При этом расходы областного бюджета на 2009 год предусмотрены в сумме 45,3 млрд. рублей, на 2010 год – 48,8 млрд. рублей, на 2011 год – 52,7 млрд. рублей, а доходы утверждены на 2009 год в объеме 39,9 млрд. рублей. На 2010 год прогнозируются в размере 44,1 млрд. рублей, на 2011 год – 47,3 млрд. рублей.
В прошлом году Правительством области разработана программа реформирования финансов, рассчитанная до 2011 года. Она предусматривает осуществление мероприятий, направленных на совершенствование деятельности областных министерств и ведомств, подведомственных им бюджетных организаций, содействие экономическому развитию области. Упорядочение бюджетных расходов включает в себя, прежде всего, прямое сокращение расходов и осуществление мер по снижению затрат.
Одновременно сокращены расходы, которые в меньшей степени затрагивают интересы населения (капитальные вложения, ремонт региональных автодорог, ремонт зданий). Уменьшены средства на содержание аппарата Правительства, министерств и ведомств.
Как внесенные изменения отразятся на обеспечении прав граждан?
-В областном бюджете учтены расходы на осуществление, закрепленного за органами власти области полномочия по обеспечению прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в суммах 5169 млн. рублей в 2009 году, и, соответственно, 5555 млн. рублей и 5949 млн. рублей в 2010 и 2011 годах.
Предусмотрены: дотация на приобретение школьной формы для учащихся из малообеспеченных семей, средства на дотирование питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, средства для предоставления муниципальным образованиям субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогам, проживающим в сельской местности.
Расходы на здравоохранение и спорт планируются в объеме 10 млрд. рублей, в 2011 году они увеличатся до 11 млрд. рублей. В их числе расходы на обязательное медицинское страхование.
В сфере здравоохранения в областном бюджете предусмотрены средства по оказанию специализированной и скорой медицинской помощи.
Большая часть расходов на физическую культуру и спорт будет реализовываться через областную целевую программу «Развитие физической культуры, спорта и туризма в Оренбургской области на 2006-2010 годы», расходы на реализацию которой предусмотрены в объемах: на 2009 год – 293,0 млн. рублей, на 2010 год – 168,3 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на социальную политику составят 8,5 млрд. рублей, с ростом в 2011 году до 10 млрд. рублей. Большая часть указанных средств будет передана муниципальным образованиям на выполнение делегированных им полномочий в сфере социальной политики.
Расходы на социальное обеспечение населения области сформированы с учетом планируемого увеличения размеров выплат отдельным категориям граждан области, установленных областным законодательством.
Учтено увеличение размера денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой, а также в приемной семье и патронатном воспитании с 4400 до 5000 рублей в месяц на одного ребенка с 1 января 2009 года. С 1 января 2010 года эти выплаты будут составлять 5500 рублей, и с 2011 года – 6000 рублей в месяц. На 2009 год и плановый период учтено увеличение денежного вознаграждения приемному родителю с 4400 рублей до 5500 рублей в месяц и патронатному воспитателю до 4500 рублей. На осуществление указанных выплат в областном бюджете предусмотрены средства в суммах 517 млн. рублей, 589 млн. рублей и 675 млн. рублей по годам соответственно.
Запланированы средства на увеличение размера ежемесячных пособий на ребенка гражданам, имеющих детей, объем расходов на их выплату составит в 2009 году – 366 млн. рублей, в 2010 году – 410 млн. рублей, в 2011 году – 454 млн. рублей.
Объем средств на ежемесячные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий на проезд в общественном транспорте также определен исходя из поэтапного увеличения размера ежемесячной денежной выплаты с 240 рублей в месяц в текущем году, до 300 рублей в 2011 году. Ассигнования на указанные цели предусмотрены в суммах 401 млн. рублей на 2009 год, 570 млн. рублей на 2010 год и 652 млн. рублей на 2011 год.
В увеличенном размере будут выплачиваться из областного бюджета: социальная пенсия детям-сиротам; ежеквартальные надбавки к пенсиям детям-инвалидам, воспитывающимся в неполных семьях; Героям Советского союза, Героям России, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, а также женщинам, удостоенным звания «Мать-героиня».
Предусмотрены средства на бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями в объемах: 486 млн. рублей – на 2009 год, 534 млн. рублей – на 2010 год, 588 млн. рублей – на 2011 год.
Сохранены меры социальной поддержки гражданам регионального регистра по жилищно-коммунальным услугам и услугам связи.
Какие меры предпринимаются для стабилизации состояния экономики, в частности в сфере малого и среднего бизнеса?
-Несмотря на принятые при формировании областного бюджета меры, направленные на оптимизацию бюджетных расходов, в области в 2009-2011 годах будет сохранена бюджетная поддержка ряда отраслей экономики: машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, организаций малого и среднего бизнеса.
Бюджетная поддержка легкой промышленности и машиностроительного комплекса будет продолжена в виде субсидирования процентных ставок по полученным предприятиями отрасли коммерческими кредитам.
Поддержка агропромышленного комплекса будет осуществляться в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия Оренбургской области» на 2008-2012 годы, основными целями реализации которой являются: устойчивое развитие села; повышение конкурентоспособности производимой в области сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
На реализацию вышеназванной программы предусмотрено направить из областного бюджета в 2009 году 2,3 млрд. рублей, в 2010 году – 2.5 млрд. рублей, в 2011 году – 2,7 млрд. рублей.
Всего на поддержку сельского хозяйства ( включая межбюджетные трансферты ) запланированы в суммах 2,4 млрд. рублей, 2,6 млрд. рублей и 2,9 млрд. рублей по годам соответственно.
Объем бюджетных средств, направляемых на дорожное хозяйство в 2009 году составит 3,5 млрд. рублей, в 2010-2011 годах – 5,4 млрд. рублей.
Расходы на поддержку отдельных видов транспорта предусматриваются в объемах 258 млн. рублей, 279 млн. рублей и 236 млн. рублей по годам соответственно. Запланировано ежегодное увеличение объема межбюджетных трансфертов муниципальным районам и городским округам на осуществление автомобильных пригородных пассажирских перевозок и пассажирских перевозок на садоводческих маршрутах. На указанные цели в областном бюджете предусмотрены средства в объемах: на 2009 год – 104 млн. рублей, на 2010 год – 110 млн. рублей, на 2011 год – 118 млн. рублей.
Расходы на развитие и поддержку малого предпринимательства предусмотрены в рамках реализации областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2009-2011 годы. За счет средств, предусмотренных на реализацию указанной программы, будет совершенствоваться среда для внедрения малого предпринимательства, развиваться региональная инфраструктура, будут субсидироваться процентные ставки по кредитам, предоставленным субъектам малого предпринимательства.
В целом по разделу «Национальная экономика» расходы запланированы: на 2009 год – 7,1 млрд. рублей, на 2010 и 2011 годы – по 6,7 млрд. рублей.
Расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2009 год предусматриваются в объеме: 2,9 млрд. рублей, и 5,3 млрд. рублей на 2010 и 2011 годы.
Муниципальным образованиям будут выделяться субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, что позволит значительно улучшить состояние жилищного фонда области.
Запланированы расходы на создание резервного запаса оборудования и материалов для нужд коммунального хозяйства и проведение аварийно-восстановительных работ.
Сохранится ли тенденция по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы?
-Да, в 2009 году и далее будет продолжаться рост оплаты труда. Этому будет способствовать установленный федеральным законодательством размер минимальной оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4330 рублей в месяц, который обязателен к применению на всей территории России.
Кроме того, в областном бюджете предусмотрены средства на увеличение с 1 января текущего года фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых в настоящее время по Единой тарифной сетке, на 15 процентов по отношению к фонду оплаты труда.
Педагогическим работникам образовательных учреждений, фонд оплаты труда которых в текущем году был увеличен еще и с 1 сентября 2008 года на 16 процентов, фонд оплаты труда с 1 января 2009 года повышен на 14 процентов.
В 2010-2011 годах увеличение фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы будет продолжено, на 7 и на 6,8 процентов соответственно. Расходы на указанное повышение в полном объеме учтены в областном бюджете.
Кстати, заработная плата областным государственным служащим не повышалась с 1 июля 2007 года.
Наконец, самый злободневный вопрос: во что обходится содержание государственного аппарата?
-Если внимательно посчитать приведенные цифры, то даже невооруженном взглядом видно, что сумма, предусмотренная в областном бюджете на содержание государственного аппарата не превышает 2 процента от всех расходов и составляет 943,3 млн. рублей, что вполне сопоставимо с отдельными затратами на поддержку различных отраслей области. При этом необходимо учесть, что в расходах на содержание аппарата управления учтены не только средства на выплату заработанной платы, но и на уплату налогов, произведение отчислений во внебюджетные фонды, а также средства на содержание зданий, оплату коммунальных услуг, услуг связи и другие.
Для сведения сообщаю, что согласно официальным статистическим данным численность государственных служащих в органах исполнительной власти Оренбургской области составляет 1273 человека, что является самым низким показателем в Приволжском федеральном округе после Республики Мордовии и Пензенской области. Для сравнения: в Кировской области – 2103 государственных служащих, в Ульяновской области – 2223, а в Нижегородской области – 4032.
Убедительная просьба: привлекайте специалистов, когда анализируете бюджет, потому что поверхностный анализ, зачастую свойственный журналистам, падким на сенсации, не только в значительной мере искажает действительность, но и порождает смуту в умах граждан.