20 февраля прошло очередное собрание рекламной гильдии при Торгово-промышленной палате Оренбургской области.
Заседание в формате круглого стола, где каждый участник делился с другими своими проблемами, провел секретарь гильдии советник президента ТПП области Алексей Ушаков. Он проинформировал участников о состоянии дел на рынке рекламы. Рекламная индустрия – один из первых сегментов рынка, который перешел к саморегулированию, это было определено новым Федеральным Законом «О рекламе». Теперь опыт перенимается и другими отраслями экономики. Рекламное сообщество выросло качественно и содержательно, в отрасль пришли грамотные специалисты, в регионе создан крепкий костяк предпринимателей-рекламистов.
Однако 2009 год вызывает серьезные опасения: надо понимать, что сокращение рекламных бюджетов неизбежно. Ситуация на рекламном рынке остается весьма неопределенной, обсуждаются два возможных пути развития: оптимистичный – с ростом 5% и пессимистичный – с падением более чем на 17%. И для Оренбурга второй вариант - реальный. Более остальных падение доходов затронет радиорекламу: -14% (оптимистичный) и - 40% (пессимистичный вариант), меньше всего пострадает интернет-сегмент: 28,6% и - 9,9 % соответственно. Достаточно прилично выглядит телевизионный рекламный рынок: 10,8% и -10%. И в этих условиях рекламное сообщество должно более активно защищать свои интересы, выдвигать инициативы. Во всех сложных жизненных ситуациях необходимо следовать мудрому принципу - «Дорогу осилит идущий», а также и золотому правилу – «Свои интересы необходимо защищать самому».
Кое-что уже сделано. Так, рекламистами Оренбурга было предложено временное – на 2 первых квартала 2009 года – сокращение арендной ставки на одну треть для добросовестных участников рынка. К сожалению, накануне стало известно, что предложения рекламистов не были приняты Оренбургским городским Советом. Председатель гильдии Олег Таранец проинформировал, что вопрос о снижении ставки налоговых платежей за размещение объектов рекламы, рассматривавшийся на последнем заседании горсовета, хотя и имел сторонников и встретил понимание, не нашел поддержки у большинства депутатов. Жаль, ведь это была бы существенная помощь. Рынок наружной рекламы – это, прежде всего, стабильная подпитка муниципального бюджета. К сожалению, в условиях кризиса этот рынок испытывает большой отток рекламодателей, и наблюдается падение доходов. Из-за снижения спроса в январе доходы крупных агентств снизились на 40% по сравнению с прошлым годом, а по итогам февраля падение может дойти до 50%. Очевидно, что без снижения базовой ставки бизнес не выживет, так утверждают руководители крупнейших операторов наружной рекламы города. Уменьшение ставки на 30%, о чем просили рекламисты, обеспечит им минимальную рентабельность. В этом случае есть надежда на стабилизацию, что позволит сохранить рабочие места.
Ситуацию прокомментировал приглашенный на заседание президент Торгово-промышленной палаты Оренбургской области Виктор Сытежев. Он отметил, что в сложившихся экономических условиях ни одно предприятие области не чувствует себя хорошо. Поддержка бизнесу оказывается и на городском, и на областном уровнях, и в первую очередь тем предприятиям, где есть большие коллективы, и большое число специалистов уже потеряло работу и постоянный доход. Не исключение и рекламная отрасль, и до нее может дойти очередь. Поэтому надо уже сейчас действовать, «стучаться во все двери», заявлять о своих проблемах громче, сообща. Нужно пытаться снизить налоговые и арендные платежи, и, верится, это возможно. Тем более что в других городах России власти пошли навстречу рекламному бизнесу и временно снизили арендные платежи. Так случилось, в частности, в Москве, и мэр столицы Юрий Лужков поддержал предложение о снижении базовой ставки аренды рекламных мест на 30%.
Несмотря на временные неудачи, рекламистам Оренбурга необходимо направлять новые запросы и предложения городским властям. В них нужно как можно более подробно представить экономические последствия сохранения на прежнем уровне арендных и налоговых платежей для рынка наружной рекламы. Нужно разработать и предложить городу социальные рекламные программы. Иного пути нет, свои проблемы нужно решать, прежде всего, самим. И для этого привлекать все имеющиеся сегодня возможности. Палата готова помочь в этом участникам гильдии и представлять их интересы. Виктор Сытежев пообещал помочь и довести до членов оперативной антикризисной группы при Правительстве области экономически обоснованные предложения рекламистов, как только они будут сформированы.
Президент палаты ответил на вопросы предпринимателей, касающиеся практики их отношений с рекламодателями. Популярная тема демпинга цен на рекламные услуги, особых договоренностей телерадиокомпаний и редакций газет с рекламодателями, которые, по некоторым оценкам, ведут к обрушению рынка, не нашла поддержки в ходе обсуждения. В сегодняшних экономических условиях каждый сам для себя определяет эффективность принимаемых мер, решает и действует на свой страх и риск. Продавать рекламу по низким ценам, внедрять особые антикризисные предложения, программы лояльности и поддержки рекламодателя – возможно, единственный путь сегодня, чтобы сохранить предприятие и квалифицированные кадры. Рекламодатели требуют дополнительных бонусов и скидок, и их, видимо, надо предоставлять. Однако в пределах разумного, ибо необходимо понимать, что тот, кто совсем откажется от рекламы, не будет в выигрыше. Однако есть и другие пути. Сегодня, наверное, необходимы какие-то общие договоренности, временная единая ценовая политика участников рынка в сложившейся ситуации. Так, рекламное сообщество Тюмени смогло договориться и вести согласованную ценовую политику. Видимо, оренбуржцам тоже стоит объединиться, иначе процесс обрушения рынка остановить будет трудно. Торгово-промышленная палата области является той площадкой, на которой можно выработать механизмы, позволяющие рекламной отрасли справиться с кризисными явлениями.
В круглом столе участвовали представители компании – рекламодателей, среди которых были ООО «Фирма «Фаренгейт», ОИКБ «Русь» и другие. Выводы круглого стола поддержали руководители ООО «Центр Медиа» Олег Таранец, ООО «ИРА «Телерадио» Василий Антоненко, ООО «Союз-реклама» Максим Амелин, ООО «РК «Любимый город» Евгений Егоркин, ООО «РК «Наутилус» Павел Степанов и другие члены гильдии. Также было принято решение о подготовке развернутой справки о состоянии отрасли, и для этого обратиться в Управление по наружной рекламе и оформлению города Оренбурга за необходимой информацией.