В прокуратуре области состоялось заседание межведомственной рабочей группы для координации совместных действий по противодействию преступлениям в сфере экономики. В заседании рабочей группы приняли участие представители Управления Федеральной службы безопасности области, Управления внутренних дел области, Управления Федеральной налоговой службы области, Управления антимонопольной службы области, Управления Федеральной регистрационной службы области, Главного Управления Центрального Банка РФ по области, Правительства области, Государственной инспекции труда области.
В ходе заседания рабочей группы обсуждены вопросы: соблюдение работодателями конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплаченную заработную плату. Исполнение законодательства о соблюдении прав иностранных работников. Состояние законности в деятельности кредитных учреждений при выдаче банковских кредитов физическим и юридическим лицам.
Рабочей группой отмечено, что кризисные явления на мировых финансовых рынках обострили обстановку, связанную с своевременностью выплаты заработной платы, выходного пособия, гарантий и компенсаций при расторжении трудовых договоров, спровоцировали проблему кредитования юридических и физических лиц.
По состоянию на 01.01.2009 просроченная задолженность по заработной плате в области составляла 32 млн.575 тыс.рублей, к 01.02.2009 задолженность увеличилась на 36 млн.рублей и составила 68 млн. 53 тыс.рублей, к 11.02.2009 – уменьшилась на 31 млн.944 тыс.рублей и составила 36 млн. 109 тыс.рублей.
Несвоевременные выплаты заработной платы наблюдаются на 15 предприятиях области, относящихся к категории обрабатывающих производств, строительства, добычи полезных ископаемых, управления недвижимым имуществом, сельского хозяйства.
Сложившая ситуация стала возможна в связи со снижением либо отсутствием спроса на производимую продукцию, значительной дебиторской задолженностью, снижением платежеспособности населения, приостановлением кредитования коммерческими банками.
Принятыми в январе 2009 года организационными и практическими мерами удалось значительно снизить задолженность на таких предприятиях, как ОАО «Орский механический завод», ООО НПО «Завод Строймаш», ЗАО «Завод ЖБК 2006», ОАО «Бузулукский механический завод». К 06.02.2009 ликвидирована задолженность в ООО «Газпром Югподземремонт», ОАО «Компания «Оренбургский автобус», ООО «Буруктальский никелевый завод».
В январе 2009 года в центры занятости населения области от работодателей поступили сведения о возможном высвобождении 4,4 тысячи человек, фактически же уволено 600 человек. В режиме неполного рабочего времени работали 16,8 тысяч человек, в отпуске без сохранения заработной платы находились более 2 тысяч человек.
Проведенные органами прокуратуры проверки показали, что наиболее массовыми являются нарушения требований ст.74 Трудового Кодекса Российской Федерации по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.
Проверками установлены не только факты нарушений трудовых прав работников со стороны их работодателей, но и факты бездействия органов местного самоуправления в вопросах принятия мер, направленных на оказание содействия в трудоустройстве и восстановлении прав граждан, лишившихся работы в период финансового кризиса, не имеющих средств к существованию, в связи с невыплатой заработной платы и неправомерными действиями работодателя.
Нестабильная экономическая ситуация привела к росту числа безработных, уровень регистрируемой безработицы на начало 2009 года составлял 0,8%. Наиболее значительные увольнения работников произошли на предприятиях обрабатывающих производств (22%), в сфере образования (16%), транспорта и связи (11%), в сельском хозяйстве (8%).
По состоянию на 1 января 2009 года на территории Оренбургской области зарегистрированы и действуют 9 региональных кредитных организаций и 8 филиалов, из них 4 – за пределами региона (города Москва и Самара), 34 филиала кредитных организаций из других областей России, 266 дополнительных, 16 операционных и 24 кредитно-кассовых офиса.
Все региональные кредитные организации являются участниками системы страхования вкладов и имеют лицензию на осуществление банковских операций в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, в том числе на привлечение денежных средств от физических лиц во вклады.
Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» или отзыва лицензии Банка России в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» у кредитных организаций Оренбургской области, а также у кредитных организаций, филиалы которых действуют на территории области, отсутствуют.
В настоящее время все региональные банки оценены как финансово стабильные. Их ликвидность в целом сохраняется на высоком уровне, картотека неоплаченных документов к корреспондентским счетам отсутствует.
В условиях финансового кризиса кредитные организации области не объявили о полном прекращении кредитования юридических и физических лиц. Вместе с тем наблюдается снижение активности в предоставлении ссуд в связи с ухудшением качества обслуживания ранее предоставленных кредитов. Кредитные организации в целях снижения оттока вкладов населения повысили процентные ставки по отдельным видам вклада в зависимости от срока и суммы до 13-15%, либо ввели новые виды с более привлекательными для населения условиями, в результате приостановлен отток вкладов населения.
В ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности выявлены нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Кредитные организации области не по всем операциям клиентов с денежными средствами на сумму, эквивалентную 600000 рублей и выше передавали сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу, не проводили идентификацию юридических и физических лиц, обучение персонала.
Кредитными организациями при кредитовании в нарушение ст. 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» работа по проверке платежеспособности клиентов, получению залоговых и иных гарантий, а также судебному взысканию задолженности практически не ведется.
По результатам совещания межведомственной рабочей группой принято решение о необходимости обеспечения своевременного сбора информации о предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате, а также предприятиях, высвобождающих работников, в связи с сокращением численности штата; принятия профилактические меры, направленные на предупреждение нарушений прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Незамедлительно реагировать по всем без исключения фактам несвоевременной выплаты заработной платы, добиваться реального устранения нарушений прав граждан на своевременную оплату труда. Обеспечить системный мониторинг состояния законности в деятельности кредитных учреждений при выдаче банковских кредитов юридическим и физическим лицам. Обеспечить эффективный контроль за соблюдением кредитными организациями (их филиалами) порядка предоставления банковских кредитов физическим и юридическим лицам, в том числе по ипотечному кредитованию.