- Согласованность действий всех органов при контроле перемещения плодоовощной продукции на границе может оказать прямое влияние на состояние региональной экономики, потребительского рынка, - заявил заместитель председателя Правительства Оренбургской области Сергей Горшенин на рабочем совещании по проблемам таможенного оформления и таможенного контроля плодоовощной продукции в Оренбургской таможне 10 июня.
Он отметил, что в условиях наращивания объема поставок свежих овощей и фруктов условия приема плодоовощной продукции в зоне деятельности Оренбургской таможни по сравнению с прошлыми периодами ухудшились. Сократилось количество мест для таможенного оформления, и, соответственно, количество помещаемых под оформление мехсекций, сократилось рабочее время, отводимое для оформления соответствующих документов на таможенном посту «Оренбургский». Не устранены недостатки прошлых лет:
- Места для таможенного оформления грузов и складские помещения по-прежнему не приспособлены для содержания скоропортящейся продукции. Отсутствуют необходимые условия для перегрузки товаров при проведении таможенного оформления и фитосанитарного досмотра, - высказал озабоченность Сергей Горшенин.
– Любые задержки, возникшие в том числе по вине поставщиков (предоставление недостоверной информации при декларировании, нарушение технологических правил при загрузке и т.п.), вызывают рост затрат поставщиков, что немедленно сказывается на уровне оптовых и розничных цен.
Выходом из ситуации, по мнению зампредседателя Правительства, может стать только согласование внутренних регламентов и процедур на межведомственном уровне. Для этого решено создать рабочую комиссию, куда войдут представители органов региональной власти, таможни, фитосанитарного контроля, таможенные брокеры, руководители складов временного хранения и участники ВЭД.
В качестве мер, разрешающих проблемы ввоза скоропорта, Сергей Горшенин предложил совместно с представителями Южно-Уральской железной дороги и национальной компании «Казахстан Темир Жолы» обеспечить ритмичность поставок плодоовощной продукции и соблюдение правил ее перевозки в части загрузки транспортных средств, повысить качество маневровых работ железнодорожных станций, погрузочно-разгрузочных операций. Постепенно перенести оформление грузов плодов и овощей со слабооборудованных зон таможенного контроля на склады временного хранения (СВХ), обеспеченные помещениями для складирования и хранения такой продукции с определенным температурным режимом. Создать необходимые условия для сокращения времени проведения досмотров и таможенного оформления грузов, внедрять электронное декларирование. Внутри Оренбургской таможни сформировать дополнительный кадровый резерв для таможенного оформления и досмотра больших объемов грузов с плодоовощной продукцией, а также установить гибкий график работы для приема соответствующих документов от участников ВЭД. Усилить степень взаимодействия таможенных органов с органами фитосанитарного контроля. Обеспечить принятие декларантами мер по унификации тары и упаковки плодоовощной продукции, повысить степень прозрачности системы ценообразования на нее.
– В 21 век мы должны войти с передовыми технологиями таможенного оформления грузов, широко применяемыми, в частности, в Европе, - считает С.Горшенин.
– Это сокращает издержки и позволяет снижать цену. Он также настаивает на том, чтобы предприятия – контрактодержатели по центральноазиатским поставкам регистрировались в Оренбуржье.
– Из общего объема ввезенной продукции в регионе остается не более 20%, остальной товар уходит в другие субъекты, а мы теряем налоги. В настоящее время только около трети контрактодержателей «прописаны» в Оренбургской области. Нужно создавать условия для того, чтобы торговые дома и компании вели торговлю отсюда.
Напомним, что одним из ведущих направлений внешней торговли с республиками Центральной Азии является импорт фруктов и овощей, возросший за последнее пятилетие более чем в 10 раз. В зоне деятельности Оренбургской таможни в 2008 году была оформлена половина поставок в Россию плодоовощной продукции из этого региона мира, при этом в их структуре на долю Узбекистана приходилось около 80%, Таджикистана – 13,2%, Кыргызстана – 5,0%, Казахстана – 3,0%. В 2007 – 2008 годах Правительством Республики Узбекистан принимались меры по упорядочиванию данного вида внешней торговли, ужесточению системы таможенного и пограничного контроля, что привело к снижению объемов узбекистанского импорта на 3,3% и 26,9% соответственно. В текущем году ситуация корректируется: объем импорта плодоовощной продукции за 5 месяцев возрос втрое по отношению к июню 2008 года.