- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в экономике Оренбуржья?
- Как очень непростую. В январе - мае промышленное производство сократилось к аналогичному уровню 2008 года на 12,5процента. Выпуск продукции обрабатывающих производств снизился на 21,8 процента. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды снижение составило 15,0 процента. Соответственно уменьшились и грузоперевозки - их объем составил всего 75,9 процента к уровню прошлого года. Добыча нефти не сокращается, а вот у газовиков из-за уменьшения потребления газа промышленными предприятиями и снижения спроса на серу добыча газа снизилась на 8,9 процентов. К концу первого квартала улучшилась ситуация в металлургии. Конечно, и сейчас на "Уральской стали", Гайском ГОКе, ряде других предприятий немало работников трудятся в режиме неполной занятости, и все же предприятия работают. И Буруктальский никелевый завод благодаря нашей поддержке и стабилизации цены на никель возобновил свое производство. В наибольшей степени кризисные явления повлияли, конечно, на основу обрабатывающих производств - машиностроение. "Стрела", "Оренбургский радиатор" в порядке. Но в целом по области производство машин и оборудования значительно сократилось.
- На днях вы организовали целый правительственный десант на запад области - в Бузулук и Бугуруслан. Неужели дела там настолько плохи?
- Бузулукский "Радиатор" вышел из штопора. К тому же он становится официальным дилером белорусской техники на территории области. С бузулукским заводом тяжелого машиностроения тоже по нескольким направлениям работаем. Благодаря переговорам с предприятиями тяжелой и горнорудной промышленности у завода появились заказы, и сегодня он, хотя и не восстановил былые позиции, но, по крайней мере, не вызывает уже больших опасений. Вот с бугурусланским "Радиатором" - проблема, 400 человек заявлено на сокращение. В первую очередь уйдут пенсионеры и те, кого можно оформить на досрочную пенсию. Остальных надо трудоустраивать. Ведем переговоры с организациями, расположенными рядом с Бугурусланом, чтобы каким-то сервисом занимались в городе и дали бывшим заводчанам работу, ищем вакансии у строителей... Приходится рассматривать все возможные варианты. Сейчас много говорят об Оренбургском локомотиворемонтном заводе - там главная проблема в том, что железная дорога встала. Количество перевозок резко сократилось, локомотивов требуется меньше, и зачем ремонтировать один, если другой без дела стоит? У меня была личная встреча с первым вице-президентом ОАО "РЖД" Вадимом Морозовым, он пообещал направить к нам локомотивы,которые до сих пор ремонтируются в Белоруссии и на Украине. Тогда, вероятно, на этом заводе удастся обойтись без увольнений. Однако в Оренбурге найти работу все же можно. Понятно, что не всегда она будет по специальности, и что непросто лекальщику, например, переквалифицироваться в штукатуры. Но жителям Бугуруслана или Гая куда сложнее. В Гае и так самый высокий в области уровень официальной безработицы, 4 процента, а теперь уведомления о предстоящем увольнении получили сразу 600 работников завода по обработке цветных металлов. Будем приглашать сюда собственника, вместе намечать план мероприятий, искать потенциальных потребителей...
- То есть, работать за собственника?
- А что остается, если у собственника есть и другие активы и без гайского завода он вполне может обойтись? Трудоустроиться в Гае шестистам сокращенным будет практически негде. ГОК сейчас работает стабильно, но он и без того произвел оптимизацию, перевел своих людей с одного участка на другой - дополнительные кадры ему не нужны. Приходится нам искать работу для ЗОЦМ. По медногорскому "Уралэлектро", например, тоже сейчас с собственниками занимаемся. Французам легко - они приняли решение о ликвидации "Шнайдер электрик", упаковали чемоданы и были таковы. 65 человек, работавших на совместном предприятии, погоду на "Уралэлектро", правда, не делают, это была практически маркетинговая контора, только ведь и на самом заводе объемы снижаются. Его собственники - одно из дочерних предприятий АФК "Система" - недавно были здесь, с ними переговорили, теперь они уехали думать, чем загружать завод. Если увидят перспективу и покажут нам, что хотя бы в декабре заказы появятся, тогда мы сможем на шесть месяцев за государственный счет организовать для людей общественные работы. Нет - будем искать другие пути.
- 1 ноября прошлого года Правительство области своим постановлением утвердило перечень мероприятий по стабилизации экономики Оренбуржья. Какие из предпринимаемых на региональном уровне мер оказались наиболее эффективными?
- Если бы можно было разложить - эффективность этой меры 100 процентов, а другой - 40... Все они как-то влияют на ситуацию. Например, постановлением правительства области рекомендовано держать торговые надбавки на хлеб, молочные продукты, растительное масло и яйца в пределах 10-12 процентов. Сегодня цены на молоко, творог, яйца и другие социально-значимые продукты у нас одни из самых низких в Приволжском федеральном округе. Для предупреждения роста безработицы действует областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда. Она предусматривает организацию самозанятости, общественные работы, опережающее обучение, стажировку выпускников. Люди видят программу и начинают размышлять, чем государство может помочь лично им. Некоторые специально увольняются по собственному желанию, чтобы открыть собственное дело и получить от государства средства на самозанятость. Пусть не такие великие это деньги, но зато бесплатные, и человек сам обеспечивает заработком и себя, и, как правило, еще нескольких безработных. Есть очень интересные бизнес-планы, особенно в сельском хозяйстве. Сейчас поставлена задача привлечь к самозанятости как можно больше людей. Потому что это - развитие малого и среднего предпринимательства.
Понятно, что изо всех мер главные на сегодня - осуществляемый нами мониторинг крупнейших предприятий и конкретная им помощь. Думаю, наиболее эффективна и осязаема, во-первых, та поддержка, которую мы оказываем предприятиям в части субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. За первые четыре месяца года мы направили на эти цели 157 миллионов рублей. Во-вторых, очень помогают бизнесу областные гарантии под получение тех же кредитных ресурсов. Как только появляется гарантия, у банка исчезает риск, и он уже совсем по-другому разговаривает с предприятием. С начала года мы предоставили гарантии "Облпродконтракту", торговым сетям "Орбита-Алко" и "С.А.М.". На 12,5 миллиона рублей получила от области гарантию "Орника", и сегодня обстановка у орских швейников тоже стабилизируется. Кстати, к вопросу о собственниках: если у владельца "Орники" эта фабрика - единственный его актив, так он ею и занимается, уговаривать не приходится.
- На борьбу с кризисом российское Правительство потратило уже триллионы рублей. Какая часть из них дошла до Оренбургской области - до ее промышленности, банковской сферы, строительства?
- На территории области существует более двух десятков предприятий, входящих в состав федеральных холдингов. Три наших организации - ЗАО ПО "Орника", ОАО "Илецксоль" и ОАО "Механический завод" включены в перечень предприятий регионального значения. Для того, что рассчитывать на помощь, которую Правительство РФ обещало системообразующим, градообразующим предприятиям, надо представить внятные бизнес-планы и доказать их перствективность. То, что до нас дошло - это главным образом благодаря работе с собственниками. "Базовый элемент" получил какие-то преференции от Правительства, мы провели переговоры - в результате Южно-Уральский криолитовый завод работает.
Почти триллион рублей федеральное Правительство выделило системообразующим банкам страны, чтобы избежать дефицита финансовых ресурсов и расширить доступ предприятий и населения к кредитам. Какие-то суммы из головных банков в местные филиалы, конечно, попадают, но ни одна наша региональная кредитная организация федеральной поддержки так и не получила. Банк "Оренбург" очень рассчитывал на субординированный кредит, который засчитывается как собственный капитал организации. "Оренбург" оформил все бумаги, получил необходимый рейтинг, область, как собственник, внесла нужную сумму в уставный капитал, кредит уже был обещан, и вдруг наблюдательный совет "Внешэкономбанка" принимает решение помогать только банкам, чей уставный капитал не менее полутора миллиардов рублей. Тем самым от государственной поддержки оказались отрезаны практически все региональные кредитные организации.
До строительного комплекса доступные кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств и реализацию инвестиционных проектов тоже не дошли. В результате целый ряд производственных программ сегодня свернут. Дома высокой степени готовности еще достраиваются, а примерно на 200 тысячах квадратных метров задельных объектов жилищного строительства работы приостановлены. Спасают строителей только средства федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. По этой программе более двух десятков наших муниципальных образований занимаются капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилья. За полтора года мы привлекли из Фонда около 2,1 миллиарда рублей, в том числе уже и суммы, которые были запланированы на 2010-й.
- На возрождение ипотеки пока не рассчитываете?
- За первые четыре месяца этого года объемы ипотеки в Оренбуржье в сравнении с тем же периодом 2008-го сократились в пять раз. Сегодня поступили первые директивные бумаги, каким образом надо будет работать с деньгами, которые пойдут через федеральное Агентство ипотечного жилищного кредитования. Думаю, дело сдвинется, но не раньше четвертого квартала: очень медленно маховик проворачивается.
- Когда не хватает собственных денег, их ищут на стороне. Однако, насколько я знаю, по итогам первого квартала объем иностранных инвестиций в экономику нашей области снизился вдвое. Понятно, что зарубежные инвесторы сегодня уже не так богаты и куда более осторожны. Какие сегодня перспективы у столь крупных проектов, как акбулакский и новый новотроицкий цементный заводы, у группы орских заводов по выпуску бытовой техники?
- Что интересно, в Оренбуржье ситуация с инвестициями одна из самых стабильных в России. И новые потенциальные инвесторы приходят, хотя и не так активно, как раньше. Деньги пока не вкладывают, но присматриваются. Недавно, например, были переговоры с финнами, которые готовы заниматься и переработкой сельхозпродукции, и самим сельским хозяйством. Между прочим, на сегодня в сфере АПК области вообще ни один из уже действующих инвестиционных проектов не остановлен. От Акбулакского цемзавода компания Дюккерхофф АГ, несмотря на сложности с отводом земель, не отказалась, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Возможно, из-за нестабильности ситуации на внешних рынках, работы на акбулакском и новотроицком цемзаводах растянутся, но это не страшно - при сегодняшних объемах строительства хватает и того цемента, который есть.
Орскому комплексу по выпуску бытовой техники мешает опять-таки тяжелый механизм принятия решений во "Внешэкономбанке". Может быть, у банка просто не хватает денег. На заводе холодильников завершена модернизация, он выведен на производственную мощность до 20 тысяч холодильников в месяц, но - сейчас стоит. За это время и завод газовых плит полностью оснастился. На днях во Внешэкономбанке было принято принципиальное решение о выделении орской группе необходимых сумм. Как только оборотные средства появятся, заводам холодильников и газовых плит останется только закупить материалы, и оба начнут работать. Заодно растаможат оборудование завода мотор-компрессоров - оно сейчас в Орске на складе лежит. Но запуск этого третьего завода теперь сместится минимум на полгода и произойдет не раньше середины 2010-го.
- А сколько времени потребуется, чтобы вся наша экономика вернулась хотя бы на позиции лета 2008 года?
- На этот вопрос сегодня объективно нет четкого ответа. Все будет зависеть от эффективности антикризисной политики, проводимой крупнейшими экономическими державами, в том числе Россией. Для нас же главное - не стремиться достичь параметров прошлого года, а выстраивать новую модель развития. Условия кризиса побуждают нас переходить к энергосберегающим технологиям, обновлять производство, делать его более рентабельным, а продукцию - более конкурентоспособной.
- Да, Президент Медведев тоже провозгласил - "Мы должны выйти из кризиса обновленными". Судя по тому, что сегодня делается, получится у нас это?
- Многие предприятия сами приходят к необходимости проводить энергоаудит. Порой элементарные меры дают колоссальную экономию. Если внедрять энергосберегающее оборудование, эффект будет еще значительнее. Но у большинства предприятий на закупку современного оборудования, которое к тому же позволяет выпускать более качественную продукцию, сегодня нет денег. От областной оперативной группы мы уже давали предложения федеральному правительству: на те деньги, которые есть у государства, надо провести техническое перевооружение отечественных предприятий, дать возможность приобрести в лизинг пусть даже и западное оборудование. Иначе значительная часть нашей продукции так и останется неконкурентоспособной - и по качеству, и по себестоимости. Мы должны выйти из кризиса другими. Но для этого нужны совместные усилия бизнеса и власти.
Беседовала Васса ЯКУШЕВА -корреспондент газеты «Южный Урал»