В год 130-летия со Дня рождения атамана Оренбургского казачьего войска Александра Ильича Дутова в поселке Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области была открыта мемориальная доска, посвященная легенде российского казачества.
С предложением установить мемориальную доску выступили казаки хутора имени А.И. Дутова Магнитогорского городского казачьего общества «Станица Магнитная» (атаман - подхорунжий С.Н. Панферов). Инициатива казаков была поддержана руководством II Верхнеуральского отдела, районной и сельской администрацией.
Программа праздника «Гуляй, атаманская вольница», посвященного Оренбургскому казачеству и 130-летию со дня рождения войскового атамана А.И. Дутова, была весьма насыщенной. Проведены мастер-классы («Казачье оружие в прошлом и настоящем», «Куклы-обереги»), экскурсия по поселку, соревнования по военно-прикладным видам спорта, открыта выставка «Наследие предков: предания и предметы». Подведены итоги конкурса «Исторический калейдоскоп» и викторины, посвященной жизни и деятельности А.И. Дутова. В праздничном концерте приняли участие ансамбли: «Станичники» (город Магнитогорск), «Разгуляй» (поселок Кирса), «Уфимочка» и «Сударушка».
Кульминацией праздника стало открытие мемориальной доски А.И. Дутову. Доска установлена на здании Краснинской сельской библиотеки, в котором располагался штаб Оренбургского казачьего войска во главе с А.И. Дутовым весной 1918 года. Примечательно, что память о пребывании атамана в Красинской станичники сохранили до сей поры. Не зря жителей поселка до сих пор называют «дутовцами».
Церемония открытия мемориальной доски, как и положено, началась с панихиды по всем погибшим казакам и с освящения памятного места. На кратком митинге, который состоялся после открытия мемориальной доски, многие отмечали, что организованный праздник посвящен всем казакам, что в наши дни не должно быть деления на «красных» и «белых». Задача же современного казачества – работа на благо государства Российского, как это делал в свое время Александр Ильич Дутов.
Напомним, что Городской Совет города Оренбурга запретил установку мемориальной доски в столице Оренбургского казачества, считая, что население еще не готово к такому мероприятию.