В соответствии с федеральным законом с 1 июля 2006 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в областных центрах осуществляется органами местного самоуправления, если законом субъекта Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительным органам государственной власти области.
Как и в большинстве иных субъектов Российской Федерации, в Оренбургской области был принят соответствующий закон (от 09.09.2006 № 575/112-IV-ОЗ – вступил в силу после опубликования 16.09.2006 ( далее - Закон) об осуществлении указанных полномочий министерством природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (ныне – министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений).
Полномочия Министерства распространяются только на территорию административного центра Оренбургской области – города Оренбурга, за исключением сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, где земельными участками в полном объеме продолжают распоряжаться уполномоченные органы местного самоуправления.
Министерство осуществляет:
предоставление незастроенных земельных участков для строительства, кроме: строительства и размещения индивидуальных одноквартирных жилых домов граждан; целей возведения пристроев к существующим индивидуальным одноквартирным жилым домам граждан;
- предоставление незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, кроме земельных участков: для размещения сезонных (сроком до шести месяцев) объектов (летние кафе, временные стоянки, передвижные тонары); ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства; целей организации мест гражданских и воинских захоронений;
- приватизацию земельных участков под объектами недвижимого имущества, отчужденными из государственной собственности.
Остальными земельными участками распоряжается администрация города, включая участки наиболее многочисленные и занимающие значительно большую совокупную площадь: занятые недвижимостью граждан и юридических лиц, садами, огородами, дачами и не занятые, предоставляемые для этих целей.
Основными целями разделения полномочий явились:
1)обеспечение принципа публичности при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;
2)повышение состязательности при предоставлении земельных участков за счет расширения предоставления незастроенных земельных участков на торгах;
3)соблюдение требований, предъявляемых к градостроительной документации, в административном центре Оренбургской области – городе Оренбурге;
4)увеличение доходной части консолидированного бюджета области.
В сентябре текущего года истекает трехлетний срок с момента осуществления Министерством данных полномочий. Что сделано за этот отрезок времени для достижения указанных целей?
1. Разработано и опубликовано соответствующее нормативно-правовое поле, регулирующее процедурные вопросы распоряжения земельными участками и взаимодействия уполномоченных органов:
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области – городе Оренбурге», утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 № 166-п;
Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденный решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 № 229;
Соглашение о порядке взаимодействия Министерства с органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург, утвержденное Губернатором области 27.09.2006.
При осуществлении возложенных полномочий Министерство неукоснительно руководствуется принципом публичности при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, с обязательным информированием в газете «Оренбуржье» о предстоящих предоставлениях земельных участков, как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Тем самым, обеспечиваются возможность участия граждан, общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, сочетание интересов общества и законных интересов граждан, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
2. Все заявления граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков рассматриваются в соответствии с Порядком на условиях состязательности и равного доступа граждан и юридических лиц в осуществлении своих прав на землю.
Ни один земельный участок не был предоставлен без заблаговременного размещения соответствующей информации в установленных СМИ.
Проводились торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с широким информированием населения об условиях торгов и их результатах в газете «Оренбуржье», а по земельным участкам для жилищного строительства – дополнительно, в сети «Интернет».
За истекший период проведено свыше 50 аукционов, на которые выставлялись земельные участки общей площадью 63 га.
Кроме заявок на торги и договоров по итогам аукционов, за указанный период в Министерство поступило около 1500 заявлений, жалоб и иных обращений от населения по вопросам, связанным с земельными участками. По каждому заявлению даны необходимые консультации, около 400 направлены для дальнейшей работы в другие властные структуры, приняты свыше 300 решений о предоставлении прав на земельные участки, т.е. в среднем положительно удовлетворена каждая третья заявка.
3. Во всех случаях, в соответствии с действующим законодательством, для предоставления земельных участков обеспечивалась необходимая предварительная градостроительная подготовка, осуществляемая органами местного самоуправления города во взаимодействии с Министерством.
Оптимизация полномочий позволила органам местного самоуправления в лице комитета по градостроительству и архитектуре и управления землепользования и развития пригородного хозяйства полнее сосредоточиться на разработке необходимых новых градостроительных документов, а также инвентаризации земель города.
В рамках названного взаимодействия на качественно новый уровень поднялась градостроительная документация города Оренбурга – при методической помощи Министерства и других органов исполнительной власти области, был разработан и утвержден Генеральный план города. Завершается разработка Правил землепользования и застройки с участием представителей Министерства.
По настоянию Министерства в г.Оренбурге разработаны Правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, утвержденные решением Оренбургского городского Совета от 20.04.2009 № 806.
В муниципальном образовании создана основа системы учета, контроля и налогообложения используемых земельных участков – инвентаризация земель выполнена на 82,5% территории Оренбурга.
Областью оказывалась финансовая поддержка проводимых городом мероприятий за счёт средств областного бюджета в рамках областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2005-2011 годы». Выполнялись работы по мониторингу земель населенных пунктов города Оренбурга и прилегающих к ним промышленных предприятий, и обследование земель техногенных ландшафтов дорог Оренбург–Абдулино, Оренбург–Орск, Оренбург–Бузулук. В рамках проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области на территории города Оренбурга выполнялись работы по построению статистических моделей расчёта кадастровой стоимости земельных участков, расчёт кадастровой стоимости участков и формирование отчёта о Государственной кадастровой оценке земель.
4. В 2006 году на момент передачи полномочий доходы в консолидированный бюджет области от использования и распоряжения землей в Оренбурге составляли 630 млн.руб.
За период действия Закона обеспечено поступление доходов в консолидированный бюджет области от использования и распоряжения землей в 2008 году свыше 1 млрд. руб. – более чем на 400 млн. руб. выше уровня 2006 года (что составляет 169 %), из них, в соответствии с установленными нормативами, 980 млн. руб. – в бюджет г.Оренбурга и 86 млн. руб. – в областной бюджет.
Министерством была создана и организована работа областной рабочей мобильной группы. В течение 2007 года областная мобильная группа координировала работу мобильной группы муниципального образования, которая выявила земельные участки и другие объекты недвижимости, не вошедшие в налогооблагаемую базу, а также способствовала оформлению прав на них с привлечением к административной ответственности лиц, уклоняющих от указанных мероприятий.
С учетом опыта Министерства постановлением Правительства области был изменен подход к определению арендной платы за использование земельных участков – исходя из рыночной оценки, позволивший увеличить такие поступления в консолидированный бюджет области в период подъема экономики.
Таким образом, налицо положительные результаты от реализации Закона.
Вместе с тем, не обходится и без проблем, споров со службами города и отдельными неудовлетворенными заявителями, судебных процессов.
Основные проблемы, которые предстоит решать: отставание с утверждением в Оренбурге Правил землепользования и застройки фактически прекратило подготовку новых земельных участков для предоставления на торгах (со второго полугодия 2008 года ни один участок для этих целей не образован и не поставлен на кадастровый учет); администрация г.Оренбурга затягивает положительное решение ряда значимых для области вопросов; не развернуто освоение ранее выделенных администрацией города Оренбурга без торгов (по актам выбора) земельных участков 16, 17, 19 мкр.; не решены вопросы строительства и финансирования строительства социальных объектов в новых микрорайонах жилой застройки и ряд других.
Нерешенность указанных проблем и иных вопросов архитектурно-земельного блока администрацией г.Оренбурга сдерживают социально-экономическое развитие столицы Оренбургской области и удовлетворение потребностей граждан в земельных участках, в том числе для строительства социально значимых объектов.
По рядовым проблемам, используя наработанный опыт взаимодействия, в том числе обсуждения на еженедельных рабочих совещаниях в Министерстве с участием руководителей профильных органов местного самоуправления и МАУ «Архитектура и градостроительство», оперативно решаются законные оптимальные пути положительного рассмотрения вопросов и объективно планируется будущее сотрудничество в интересах населения.