Мероприятие было организовано по инициативе Комитета по экологии и охране окружающей среды при ТПП области. Сегодня, когда загрязнение твердыми бытовыми отходами территорий городов и поселений области, берегов рек и озер, ручьев и родников приняло угрожающие экологическому равновесию состоянию, необходимо информировать общественность, с помощью средств массовой информации всколыхнуть население и привлечь внимание всех к этой проблеме.
Заседание открыл президент ТПП области Виктор Сытежев, предложивший обменяться мнениями по широкому кругу вопросов, связанных с экологическим состоянием региона, и, прежде всего, по проблеме захламленности территорий поселений области, полей, лесов, берегов рек и озер ТБО и влиянием существующей окружающей среды на животный мир и жизнедеятельность человека.
В ярких, изобиловавших цифрами и фактами, выступлениях член-корреспондента, директора института степи РАН Александра Чибилева, д.м.н., профессора, академика, президента ООО «НПФ «Экобиос» Марка Цинберга, были затронуты два наиболее важных аспекта – угрожающее экологическому равновесию обмеление реки Урал, в том числе, по причине захламленности русла и берегов, и проблема городских свалок – полигонов для складирования мусора.
Продолжил заседание круглого стола избранный атаман ОВКО Юрий Бельков. Он привлек внимание участников к вопросам экологии реки Урал, маленьких рек и ручьев, многочисленных родников, питающих водную систему региона. Казаки ОВКО выступили инициаторами и организаторами двух экспедиций по Илеку и Уралу, прошедших в июне-июле этого года и выявивших массу проблем. Казаки совместно с военнослужащими Оренбургского погранотряда, при поддержке администрации Илекского и Беляевского районов, общественностью приступили к реализации программы по спасению – расчистке родников. Юрий Бельков зачитал перед участниками предложения казаков ОВКО, которые будут учтены при подготовке резолюции круглого стола.
Далее выступали представители Общественной палаты области, ВУЗов города Оренбурга, министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности области, федеральных надзорных и регулирующих органов в сфере природоохранной деятельности и природопользования. Все они также вносили практические предложения для резолюции круглого стола. По общему мнению, главной проблемой сегодня является то, что загрязнение, замусоривание природы приняло угрожающий экологии человека и животных характер, и что происходит оно при участии одной части населения и безмолвном попустительстве другой. По этому поводу высказались Татьяна Макарова, зам. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, Петр Панкратьев, зав. кафедрой геологии ОГУ, Юрий Нестеренко, заведующий отделом геоэкологии Оренбургского научного центра (ОНЦ) УРоРАН, и другие.
Завершил обсуждение заместитель председателя Правительства - министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Юрий Калюжный. Он отметил, что власть также озабочена всем комплексом проблем экологии региона. По распоряжению Губернатора Алексея Чернышева создается рабочая группа для формирования практической программы действий по улучшению экологического состояния региона. Обсуждение проблемы Урала пройдет на встрече Президентов России и Казахстана в сентябре в Оренбурге. По словам Юрия Калюжного, есть решение о создании межгосударственной комиссии по проблемам Урала, на этом направлении запланированы большие государственные инвестиции. Практическое обсуждение программы совместных действий состоится также в рамках встречи на высшем уровне и при участии глав соответствующих ведомств и специалистов двух государств.
Тем не менее, несмотря на наметившиеся сдвиги в решении проблем экологии, главная задача всех – власти, бизнес-сообщества, средств массовой информации, общественности – привитие экологической грамотности в сознании масс населения региона. Сорим мы все, и у каждого, бросившего бумажку или окурок, бутылку на берегу, милиционера не поставишь. Должна быть разработана комплексная программа, которая содействовала бы изменению мировоззрения населения, начиная с дошкольного возраста, каждого оренбуржца, к тому, что сорить нельзя, что нет своей и чужой земли – она у нас одна, и наводить порядок надо всем вместе.
Торгово-промышленная палата, инициатор и организатор круглого стола, подготовила резолюцию, которая будет направлена в Правительство, Законодательное собрание и Общественную палату области, и призывает всех к совместным действиям по решению проблем экологии.
ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола по обсуждению экологических проблем
4 сентября 2009 года, г. Оренбург
Участники круглого стола отмечают, что достаточно долгое время в России экологические проблемы были на втором плане. Однако сегодня меняется отношение органов власти к этим вопросам, меняется и отношение населения к проблемам экологии. За последние годы произошли существенные улучшения во внешнем облике Оренбурга, других городов и населенных пунктов области. Администрация уделяет внимание наведению порядка и чистоты на основных улицах поселений. Это свидетельствует о признании властью того факта, что поддержание экологической чистоты является важным фактором социальной стабильности, инвестиционным ресурсом развития городов области.
Вместе с тем необходимо отметить, что:
по-прежнему происходит прогрессирующее загрязнение ТБО, поваленными деревьями и кустарниками русла и берегов рек Урала и Сакмары;
имеет место массовое загрязнение территорий поселений, прилегающих к ним земель, водоемов, лесопосадок и лесопарков;
угрожающие размеры приобрело загрязнение ТБО территорий земель, прилегающих к садовым участкам, в основном, не оборудованным контейнерами для сбора мусора.
I. В Оренбургской области не в полной мере реализованы предусмотренные законодательством возможности, обеспечивающие решение экологических проблем:
Отсутствует единая система сбора отходов.
Актуальна проблема утилизации бытового мусора. Основной объем
твердых бытовых отходов из города Оренбурга размещается на городской свалке, размер и состояние которой приобретает критический характер, значительная часть отходов вывозится на несанкционированные свалки, располагающиеся на окраинах города, в лесопосадках и лесопарках.
II. По-прежнему отсутствуют экономические механизмы, которые бы стимулировали хозяйствующие субъекты к добросовестному соблюдению санитарных и природоохранных требований в сфере обращения с отходами.
III. Проблемной задачей в городах области является организация сбора и удаления твердых бытовых отходов от индивидуального жилищного фонда. Несовершенство федеральной нормативно-правовой базы в этой сфере затрудняет реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов. Отсутствие полномочий у органов местного самоуправления по установлению удельных нормативов образования (накопления) мусора делает невозможным проведение необходимых расчетов потребности в материальных ресурсах и технических средствах. Исключение из полномочий органов местного самоуправления функции учета (отменены в 2002 г. ФЗ «Об охране окружающей среды») не дает возможности определить полноту сбора и удаления отходов управляющими компаниями и организациями, проверить долю их поступления на свалки (полигоны). Отсутствует в полномочиях органов местного самоуправления и контроль в области обращения с отходами (отменен с 2006 года).
IV. Не производится или почти не производится рекультивация территорий, в том числе и находящихся под несанкционированными свалками;
V. Повсеместно присутствует низкая культура и отсутствие у подавляющего большинства населения основ правовых знаний в области обращения с отходами.
VI. Не развита система информационного обеспечения экологической культуры населения.
Загрязнение окружающей среды происходит при массовом участии одной части населения области и при безмолвном бездействии другой.
Участники круглого стола полагают, что для решения экологических проблем региона требуется создание условий, как на региональном, так и на федеральном уровне, в части изменения действующего законодательства в этой сфере. И необходимо коренное изменение отношения населения области к этой проблеме.
В целях создания условий для решения существующих экологических проблем, участники круглого стола предлагают:
Обратиться к Общественной палате Оренбургской области, всем общественным организациям и молодежным движениям, средствам массовой информации с предложением о создании программы совместных действий по экологическому просвещению населения и необходимости наведения и поддержания чистоты в городах и на территориях поселений.
Провести анализ действующей нормативной правовой базы городов ПФО по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и обеспечения экологической безопасности и опыта её использования на муниципальном уровне. - Кто?
C целью распространения положительного опыта городов в решении
возложенных на органы местного самоуправления задач обеспечить размещение на сайте ТПП Оренбургской области (www.orenburg-cci.ru) принятых в городах нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами, обеспечения экологической безопасности, формирования экологической культуры и др.
Подготовить обращение в Государственную Думу РФ, к Федеральному собранию РФ о внесении изменений в федеральные законы:
- от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.16), от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.7), от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст.8) о расширении полномочий органов местного самоуправления городских округов в сфере обращения с отходами (функции учета отходов, разработки нормативов накопления отходов, осуществления экологического контроля);
- от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», включив в статьи 1 (п.1,2), 2, 3 и далее: после слов «Водоотведение и очистку сточных вод» слово «вывоз и» (далее по тексту «утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов»)»;
- в Бюджетный кодекс РФ: о признании целевого характера платы за негативное воздействие на окружающую среду как индивидуально-возмездного платежа для возмещения ущерба и затрат на охрану и восстановление окружающей среды (на основании действующего законодательства и в соответствии с определением Конституционного Суда от 10.12.2002 г. № 284-0).
- считать объем платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей в бюджеты всех уровней, минимальным порогом объема бюджетного финансирования природоохранных мероприятий. Вернуться к созданию целевых бюджетных экологических фондов.
Организовать в школах и дошкольных учреждениях области уроки экологической грамотности.
ТПП разработать и совместно со средствами массовой информации вести пропаганду экологической культуры в предпринимательской среде, активизировать разъяснительную работу среди предприятий малого и среднего бизнеса о необходимости обучения обращению с опасными отходами.
Развить на базе Торгово-промышленной палаты Оренбургской области обучение представителей малого и среднего предпринимательства обращению с опасными отходами.
Особое внимание уделять развитию предпринимательства в сфере экологии в муниципальных образованиях и сельских районах.