Оренбургские казаки предложили план спасения главной водной артерии Оренбургского казачьего войска - реки Урал

Только оренбургские казаки предложили во время круглого стола по проблемам экологии в Торгово-промышленной палате Оренбургской области план спасения главной водной артерии Оренбургского казачьего войска - реки Урал. У представителей правительства Оренбургской области не оказалось реальных предложений ни по данному вопросу ни по избавлению региона от бытового ни от промышленного мусора.

 

«Мы дошли до ручки!», «Надо создавать комитет по спасению Оренбургской области», «Необходимо межрегиональное и межправительственное сотрудничество»… Такие заявления достаточно часто звучали 4 сентября в Торгово-промышленной палате Оренбургской области, где собрались  представители бизнеса, науки, общественных организаций, правительства Оренбуржья. Обсуждалось воздействие человека на среду его обитания.

Достаточно быстро определились две темы обсуждения: проблема замусоренности населенных пунктов, и спасение реки Урал. Надо сказать, что мусорный вопрос уже давно стоит на повестке дня. К примеру, в Оренбурге уже 35 лет строится вторая очередь очистных сооружений, около двадцати лет говорят о строительстве мусороперерабатывающего завода в Оренбурге. В небольших населенных пунктах об этом ничего не говорят – там у муниципалитетов нет средств даже на грамотную организацию банальной свалки (ее понятие в российском законодательстве, кстати, отсутствует) и потому отходы от человека и производства нередко попадают в водную среду, в том числе и в реку Урал.

Гость Круглого стола из Верхнеуральска, член комиссии по становлению экономической базы российского казачества при Совете при Президенте РФ по делам казачества Константин Крылов сообщил, что Урал остается чистым только первые 20 километров. Потом стоки в реку сливает животноводческая ферма, на 50-м километре от предприятий Верхнеуральска в Урал попадает медный купорос и сера, а после Магнитогорска – вся таблица Менделеева. В Оренбуржье ситуация не лучше. Так, по сообщению директора Института степи Александра Чибилева, в районе села Нижнеозерное по над берегом Урала складируется навоз, который рано или поздно попадает в реку.

Вообще же ситуация с главной водной артерией нашей области, как говорится, из ряда вон. О чем открыто доложил избранный атаман Оренбургского войскового казачьего общества Юрий Бельков. Сегодня уровень реки Урал ежегодно понижается на 20 сантиметров. Даже посреди реки можно увидеть водоросли, мели, коряги. В самой реке 60 процентов воды от крупнейшего притока Урала – реки Сакмары. Осетр не может пройти на нерест из-за понтонных мостов и запруд, а также водометных катеров в низовьях Урала. К тому же повсеместно распространено браконьерство. Причина в том, что река фактически не охраняется. На всю Оренбургскую область сейчас … 14 инспекторов Оренбургского отделения Средневолжского территориального управления Росрыболовства. Из них 8 в Оренбурге, 3 на Ирикле и по одному в Илеке, Кардаилово и Бузулуке. Для сравнения, охраной лесов, которых у нас не слишком много, занимаются 250 человек. Поневоле вспомнишь как охраняли реку казаки. У них, когда рыба шла на нерест, запрещали даже песни петь!

Надо сказать, что река Урал со времен заселения Оренбургского края казаками была судоходной и оставалась таковой до 60-х годов прошлого столетия, то есть до тех пор, пока не было построено крупнейшее на Южном Урале Ириклинское водохранилище и реку лишили возможности самоочищаться посредством паводков, выдавая это за экономическое благо.

Наиболее внятную позицию по спасению реки Урал до собравшихся донесли оренбургские казаки. Они предложили использовать исторический опыт Оренбургского и Уральского казачьих войск в проекции на современную ситуацию, а именно:

1.     По согласованию с энергетиками проводить  весной контролируемый сброс воды из Ириклинского водохранилища до уровня естественных паводков. Если это делать регулярно, то русло Урала через несколько лет освободится от воздействий на него человека;

2.     Проработать с Правительством Республики Башкортостан вопрос о недопустимости зарегулированности русла реки Сакмара таким же образом, как это сделано с Уралом (а подобные планы у соседнего Башкортостана имеются);

3.     Ликвидировать препятствия для движения осетра на нерест: понтонный мост и запруды в низовьях Урала, заменить отпугивающие осетра водометные катера на другие транспортные средства;

4.     Проработать вопрос организации общественных работ в хуторах и станицах Оренбургского войскового казачьего общества, Оренбургского казачьего войска и казачьих обществ Республики Казахстан по очистке поймы Урала, его притоков и родников уральского бассейна;

5.     Проработать вопрос организации общественных работ в хуторах и станицах Оренбургского войскового казачьего общества, Оренбургского казачьего войска и казачьих обществ Республики Казахстан по охране водных, лесных и рыбных ресурсов (в том числе в Республиках Башкортостан и Казахстан);

6.     Организовать малые предприятия в сельской местности по добыче ПГС и проработать вопрос по их доставке на предприятия строительного сектора Оренбургской, Челябинской областей, Республик Башкортостан и Казахстан;

7.     Обратиться  к Президенту России Дмитрию Медведеву и Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с предложением обсудить на их встрече в середине сентября 2009 года в городе Оренбурге проблему спасения Урала  и принять концептуальное решение на межгосударственном уровне.

Стоит добавить, что Оренбургское казачество, по мере сил, уже способствует спасению главной водной артерии войска. Так, в Оренбургской области ими была поддержана акции пограничников по очистке родников, поскольку, заметил атаман Юрий Бельков, любая, даже самая большая река, начинается с небольшого родничка. Последняя совместная с пограничниками акция была проведена в Беляевском районе на Зойкином роднике. Такие же акции, заверил Константин Крылов, проводятся и в Челябинской области.

На этом фоне крайне неубедительно выглядел министр природных ресурсов Оренбургской области Юрий Калюжный, который ратовал исключительно за экономическую целесообразность решения любых вопросов, поскольку, мол, на дворе капитализм. Понятно, что природоохранные мероприятия не самые доходные. Но их проведение явно выгоднее, чем переселение 12 миллионов человек, проживающих в бассейне реки Урал, в том случае, если эта водная артерия исчезнет.

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий