20 ноября 2009 года Госдума приняла сразу во втором и в третьем чтении внесенный правительством законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», 25 ноября он был одобрен Советом Федерации.
То, что закон о переписи требует корректировки, показала правоприменительная практика Всероссийской переписи населения 2002 года. Требовалось также в законе учесть изменения отечественного законодательства, существовала необходимость расширения перечня сведений о населении с учетом современных, в том числе международных, требований к качеству информации, получаемой в ходе переписей населения.
Новый закон направлен на совершенствование процедуры организации и проведения Всероссийской переписи населения. Он уточняет и изменяет права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, а также гарантирует права лиц, подлежащих переписи, на сохранение конфиденциальности полученной информации.
Закон передает регионам полномочия Российской Федерации по подготовке к переписи. В частности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить охраняемыми помещениями, оборудованными мебелью и средствами связи, для обучения и работы переписных работников, а также необходимыми транспортными средствами. Для осуществления этих полномочий из федерального бюджета поступит финансирование в виде субвенций.
Законом расширен перечень сведений о населении данными о миграции, занятости и безработице, уточнены собираемые сведения об образовании. Для целей закона введено понятие «домохозяйство». Это понятие широко используется в российской и международной статистической практике. Единицей наблюдения при переписи является домохозяйство. Под домохозяйством понимается группа лиц, проживающих в жилом помещении, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом помещении и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию. В условиях рыночной экономики домохозяйство наиболее широкое социальное явление проживания людей, чем семья. Членами домохозяйства могут быть родственниками, лицами, состоящими в браке, не родственниками. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года были получены по домохозяйствам.
Законом определен порядок сбора сведений о национальной принадлежности в условиях действия закона «О персональных данных». При многонациональности населения Российской Федерации информация о демографических и социально-экономических показателях крайне важна для развития каждого народа, этнической группы. Поэтому законодательно закреплено, что считать полученным согласие опрашиваемого лица на обработку данных о его национальной принадлежности в случае, если соответствующий раздел переписного листа заполнен самим опрашиваемым.
Изменения в законе о переписи связаны также с принятием Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе статистики в Российской Федерации». Это касается приведения в соответствие формулировок и терминов, применяемых статистиками, в обоих законах.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» позволит повысить качество итогов Всероссийской переписи населения и получить Росстату максимально достоверную информацию о населении по муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации, в целом по стране и удовлетворить потребность в официальной статистической информации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
В принятом на прошлой неделе законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 гг.» на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году выделено 10,5 млрд рублей. В основном эти деньги пойдут на оплату труда привлекаемых работников, которые будут заняты подготовкой и проведением переписи, включая переписчиков (более полумиллиона человек). Росстату необходимо напечатать 250 млн бланков переписных листов и тиражи другой документации, изготовить портфели для переписчиков, закупить канцелярские принадлежности и средства вычислительной техники, подготовить программное обеспечение для обработки материалов и получения итогов переписи. Объем субвенций для субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в 2010 году предусмотрен в размере 630 млн рублей, что составляет треть от необходимого финансирования. Остальная сумма должна быть запланирована на 2011 год. Это вызвано необходимостью эффективного использования средств.