Встреча с этим человеком оставляет в душе теплое чувство, от него исходят такие мягкий свет и неподдельная доброта, что невольно вспоминаешь слова из песни « их у нас гораздо больше, вспомните о них ». Это сказано о хороших людях…
Казалось, сама судьба предрекла ему путь Победоносца. Родился Чернов Николай Иванович 9 мая 1926 года в пос. Раннее Ташлинского района Чкаловской области в простой крестьянской семье, старшим из четверых детей. Как рассказывает Николай Иванович, жили как все бедно, но дружно и с некоторой грустью вспоминает о Советском Союзе, сожалея о его распаде. …Каждая семья жила своими радостями, горестями, но ранним утром 22 июня 1941 года война уравняла все судьбы. Отец Иван Арефьевич,1904 года рождения, в 1941 году был призван в ряды Советской Армии, воевал на Калининском фронте. В 1943 году боевое ранение «определило» его в госпиталь в Чкалове, после госпиталя на фронте не воевал, но и в трудовой армии ковал Победу. Работал Иван Арефьевич на угольной шахте « Северная» ( ныне - Шахтный), в Соль-Илецком районе. Мать Николая Ивановича, 1907 года рождения, всю войну работала в тылу, где был свой фронт и участь « тыловиков» немногим отличалась от фронтовиков по степени тяжести ноши. Зимой 1943 года герой нашего рассказа Николай Иванович Чернов был призван в 28-й запасный полк на ст. Алкино-2 под Уфой, где готовили к войне 17-18- летних парней. Служил Николай Иванович в станково-пулеметной роте, где за три месяца подружился с пулеметом « Максим», а затем продолжил службу в 26-ом маршевом полку Южно-Уральского военного округа. Полк был смешанным – в нем служили и познавшие «вкус войны» и знавшие о ней пока только из сводок. Но каждый день и месяц неумолимо приближали новобранцев к фронту, и никто не знал, когда и где кончится война, и кто дойдет до конца. Отслужив в пулеметном полку, Николай Иванович вместе с сослуживцами отправился на фронт, держа в руках вещмешок с сухим пайком - 300 грамм сухарей в сутки и тушенкой. Смешанные чувства селились в душах солдат, проезжавших освобожденные города Украины- радости освобождения и горечи потерь и разрухи. Вагон, в котором ехал Николай Иванович, отцепили в Луцке Владимиро-Волынской области, что на Западной Украине. В первую же ночь новобранцы попали под бомбежку. Здесь для них началась война, вручившая каждому винтовку, патроны и гранаты… Они шагнули в войну. Переживая в памяти этот день заново, впервые за всю беседу Николай Иванович дал волю чувствам и, не сдерживая слез, пел песню про Южно-Уральский запасный полк, с которой они шли в свой первый бой.
Рассказ Николая Ивановича был насыщен разными эпизодами о войне, в которых проявлялась человеческая трусость и отвага, малодушие и величие. Примечательно, что он не давал оценку человеческим поступкам, не осуждал и не клеймил позором. Он просто не понимал солдата, отрубившего себе пальцы, чтобы не идти на войну, не мог понять предательства. Для него не было и не могло быть выбора - Родину нужно защищать. И, высоко неся звание советского солдата, Николай Иванович защищал не только свою Родину. Зимой 1944 года наш герой в составе советских войск вступил на землю Польши. Вблизи г. Люблин в концлагере Майданек, где за три года были истреблены 1,5 миллиона человек, за колючей проволокой изможденные и измученные заключенные ждали советского воина-Освободителя. Повествование моего собеседника рисует в моем воображении четкие картины происходившего, может потому, что сердце Николая Ивановича и память трепетно и бережливо хранят эти горькие, но великие дни. И в этих днях, также как и в воспоминаниях о них не может быть мелочей… После освобождения Майданека Николаю Ивановичу было поручено охранять пятерых немецких офицеров, ожидавших своей участи в тюрьме. Трибунал в составе советских военных и представителей союзников приговорил мучителей к смертной казни через повешение, и они сменили на виселице когда-то казненных ими же заключенных концлагеря.
Победу и свое 19-летие рядовой пехоты Николай Иванович встретил в Познани в составе 145-го полка 62-й дивизии Внутренних Войск Львовского военного округа. Последним плацдармом на пути к Победе стала Цитадель, где нашли убежище немецкие силы, осада длилась около месяца. Крепость взяли штурмом, остатки фашистов взяли в плен, отправили в лагерь для пленных… Впереди была мирная жизнь.
40 лет проработал Николай Иванович на Солеруднике, у него трое детей. Шесть лет назад остался без жены, но одиночество скрашено заботой о десяти внуках, шести правнуках и их любовью. Жалуется Николай Иванович лишь на здоровье. Не без гордости поведал он, что приглашен в Москву на Парад Победы на Красной Площади и уже прошел медкомиссию без очереди. Да, действительно, участники ВОВ обслуживаются вне очереди в больнице. А сколько их стоит безмолвно в невидимой очереди за добротой, сочувствием, пониманием, чуткостью и человеческим общением. Бег времени не остановить и нам нужно успеть. Успеть сказать слова благодарности и попросить прощения, успеть воспитать патриотов, пока живы ветераны, сохранить для потомков память о войне…
Едва ли найдется хотя бы одна семья, которую так или иначе не коснулась своей холодной рукой Великая Отечественная война. И в наш дом в 1972 году отголоском войны пришла беда. Вследствие боевых ранений умер отец- участник войны, прошедший войну от начала до конца, бравший Берлин…И лишь портрет на стене «подсказывает» мне его лицо.
Даже наш могучий и великий русский язык не в силах помочь мне выразить чувства, которые испытываю каждый раз 9 Мая, глядя на седовласых, сильных, великодушных и достойнейших людей с медалями и Орденами, отражающимися в веселой игре солнечных лучей, и с болью осознавая, что их становится все меньше. Не хочется мириться со словами, что ценить начинаем только потерявши. Нужно ли доводить до потерь, чтобы оценить человека - защитника, солдата, величие которого никогда не умалит время, напоминанием о Великом Подвиге которого служит каждый мирный день.
Пусть малой долей благодарности моего поколения станет эта статья и пожелание всем вам крепкого, доброго здоровья, пусть свет ваших добрых глаз и всепрощающих сердец согревает нас еще долгие годы.