Председатель правления ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ» Юрий Самойлов опроверг появившуюся в некоторых СМИ информацию о слиянии банков «Оренбург» и «Форштадт».
- Как руководитель Банка «ОРЕНБУРГ» могу с полной ответственностью сказать, что перед нами Правительство области задачу объединения с банком «Форштадт» никогда не ставило. Целесообразность такого слияния в настоящее время с позиции Оренбургской области, как собственника нашего кредитного учреждения, на мой взгляд, отсутствует по ряду причин.
Во-первых, если рассматривать вопрос объединения банков с точки зрения увеличения капитала до 5 миллиардов рублей, чтобы иметь доступ к средствам Пенсионного Фонда, то в совокупности ресурсов «ОРЕНБУРГа» и «Форштадта» всё равно не достаточно – нужно ещё более 1,5 миллиарда рублей. Допуск к пенсионным средствам очень жёсткий и по другим требованиям, которых, поверьте, немало. Из 1000 с лишним российских кредитных организаций его получили всего около 50. А новый объединенный банк по активам останется лишь во второй сотне.
Во-вторых, процесс объединения кредитных учреждений очень сложный и болезненный, и может привести к существенным потерям. Ведь новый банк не будет равен «сумме» двух старых. К тому же при слиянии увеличивается не только капитал, но и объём «проблемных» кредитов, и этот груз в большей степени ложится на тот банк, у которого меньше таких долгов, меньше просрочка. Поэтому примеров слияния в банковской системе немного. В основном крупные банки присоединяют малые и средние для расширения своего бизнеса в других регионах, либо санируют проблемные кредитные организации.
В-третьих, у Банка «ОРЕНБУРГ» есть существенное конкурентное преимущество: население традиционно больше доверяет государственным банкам, нежели частным. Наша региональная сеть охватывает практически всю область, и потенциал ресурсной базы далеко не исчерпан. Норматив достаточности капитала Н1 в два раза превышает установленный минимум, т.е. банк имеет возможность и далее активно расширять комплекс банковских услуг как в части привлечения, так и размещения ресурсов.
И, наконец, главное – это несовместимость интересов государственного и частного банковского бизнеса.
Кроме того, с 2001 года Оренбургская область, имевшая долю в капитале нашего кредитного учреждения в размере 30%, выкупила практически все акции у других акционеров банка и стала его полным собственником. В банк было вложено около 500 миллионов рублей, и на 300 миллионов рублей была передана задолженность по инвестиционному фонду. Сегодня капитал банка составляет около 1,4 миллиарда рублей: из них 800 миллионов вложены областью, а 600 миллионов – заработаны коллективом банка. То есть, рентабельность каждого вложенного рубля налицо. Это наглядно подтверждает правильность принятого в своё время руководством региона решения о создании своего областного банка. А при простом объединении, с учётом соотношения капиталов кредитных организаций, эти средства должны быть переданы в управление частному собственнику, владеющему контрольным пакетом акций.
Банк «ОРЕНБУРГ», являясь финансовым инструментом в руках Правительства региона, выполняет социальную миссию, участвуя во многих государственных программах, а все его средства, в том числе заработанная прибыль и дивиденды, полностью остаются в распоряжении области. Частный же капитал преимущественно работает на свои интересы.
Если даже гипотетически предположить, что информация об объединении имеет под собой реальную почву, то в любом случае решать этот вопрос может только собственник. А полномочиями собственника в отношении ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ» наделён только Губернатор Оренбуржья. Кроме того, в связи с тем, что Банк «ОРЕНБУРГ» входит в состав стратегических предприятий региона, такое решение должно быть одобрено Законодательным Собранием области, - заявил Юрий Самойлов.