О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте говорилось на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта РФ, где выступил губернатор области Юрий Берг.
Внедрение новой структуры завершит оптимизацию управленческой системы ОАО «Российские железные дороги», проводимую в направлении создания трех уровней: Центр (ОАО «РЖД») – Управления железных дорог – Линейные предприятия. Для предотвращения потерь ответственности и полномочий, а также появления разрывов в управлении производственной деятельностью в области вводится должность заместителя начальника Южно-Уральской железной дороги по региону.
Южно-Уральская железная дорога, обеспечивая стабильность грузовых и пассажирских перевозок, играет особую роль в развитии экономики области. Свыше 60% грузов доставляется железнодорожным транспортом, в совокупном грузообороте доля железнодорожных перевозок составляет 95%. На фоне роста производительности труда (+110,2% по сравнению с показателем за 9 месяцев 2009 года), стабильно увеличивается средняя заработная плата работников Орского отделения ЮУЖД, сохранен высокий уровень социального обеспечения как работающих, так и пенсионеров и ветеранов. Рост отчислений в консолидированный бюджет области за тот же период возрос на 9,8 %, в том числе по налогу на прибыль – на 60,9 %.
Правительство области уделяет особое внимание реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, и в частности ее третьему этапу, в ходе которого оставшийся парк грузовых вагонов ОАО «РЖД» передан в ОАО «Вторая грузовая компания». Таким образом, на Южно-Уральской железной дороге, начиная с октября текущего года, грузоперевозки осуществляют Первая и Вторая грузовые компании, агентом которых намерено выступать ОАО «РЖД», и еще 18 частных перевозчиков. Выполняя агентские функции, «Российские железные дороги» на основе соглашений помимо переданного в распоряжение транспортных компаний своего подвижного состава планируют привлекать для организации грузоперевозок вагоны других собственников.
С целью оповещения потребителей услуг совместно с Орским отделением дороги была организована информационная кампания - в региональных СМИ были опубликованы списки владельцев грузовых вагонов, действует «горячая линия» Орского отделения ЮУЖД, грузоотправителям оказывается консультационная помощь в выборе перевозчика.
Однако на практике взаимоотношения грузоотправителей и организаторов грузоперевозок сопровождаются рядом проблем. Крупнейшие предприятия области, имеющие собственный парк вагонов, несут прямые и косвенные потери. Они связаны как с отсутствием необходимого количества подвижного состава у ОАО «РЖД», так и перепростоями сформированных поездов в ожидании подачи локомотивов.
В министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли области отмечают также, что до реформы ОАО «РЖД» не могло отказать грузоотправителю в заключении договора на подачу и уборку вагона под погрузку и доставку его грузополучателю. Вновь созданные компании таковых обязательств в своих уставах не имеют, и отказывают в предоставлении услуг мелким грузоотправителям. Несмотря на то, что статистика подобных отказов не ведется, в министерстве имеется немалое число жалоб на подобные действия железнодорожных компаний. «Доставка 60-ти тонн муки из Оренбурга до Новотроицка (200 км) автомобильным транспортом может привести к удорожанию 1 кг хлеба до 1,5 рублей», - приводят пример специалисты.
В этой связи на коллегии Минтранса Губернатором области Юрием Бергом был внесен ряд предложений, касающихся проведения мероприятий реформы на территории Оренбуржья.
Часть из них призвана обеспечить эффективность взаимодействия - это патронирование на время переходного периода со стороны ОАО «РЖД» работы с грузоотправителями вновь созданных компаний, наделение соответствующими полномочиями для взаимодействия с органами власти региона начальников Управлений железной дороги. Губернатор также обратился за содействием в предоставлении дотации в сумме 604,1 млн. рублей ОАО «РЖД» при формировании Федерального бюджета на 2011 год на компенсацию потерь в доходах компании, возникающих вследствие регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки со стороны государства. По его мнению, на доходность данного вида перевозок можно повлиять за счет доработки механизма государственного заказа на перевозку пассажиров с учетом принятия «Методики распределения расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских перевозок по субъектам РФ» и выделения на эти цели средств федерального бюджета.
Повысить прибыльность позволит и эффективная борьба с безбилетным проездом. По данным, приведенным им в своем выступлении, количество безбилетных пассажиров на поездах пригородного сообщения достигает 30 %. Качество и безопасность пригородных пассажирских перевозок Юрий Берг предложил обеспечить за счет обновления подвижного состава и приобретения рельсовых автобусов. Один такой рельсовый автобус на маршруте Оренбург – Бузулук работает с августа 2010 года, второй – запущен в октябре.