- Свыше 6 тыс. учреждений бюджетной сети области получат новый правовой статус в наступающем году, - сообщила министр финансов области Татьяна Мошкова на брифинге, где главной темой была заявлена реализация на территории области Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
- Суть нового закона проста – за счет бюджетных средств (то есть средств налогоплательщиков) должны финансироваться не просто государственные и муниципальные учреждения, а те услуги, для оказания которых эти учреждения созданы, - подчеркнула Татьяна Мошкова, и отметила, что не нова и сама идея. - Первые шаги в этом направлении федеральный законодатель предпринял еще в 1998 году при разработке Бюджетного кодекса РФ.
По мнению министра финансов, грядущие изменения открывают бюджетникам новые возможности для эффективной работы. При этом следует понимать, что сметное финансирование не означает получения средств в увеличенном объеме. Но если при сметном финансировании организация зависит от действий распорядителя бюджета, лишена права использовать сэкономленные деньги и т.п., то субсидия поступает на счет учреждения в точные сроки, что позволяет планировать расходы и выдерживать заданный режим экономии.
Журналисты высказали опасения, что внедрение новаций в бюджетной системе ударит по карману налогоплательщика. В ответ Татьяна Мошкова заметила, что период экстенсивного экономического роста давно прошел, и в настоящее время идет оптимизация бюджетных трат при существующем уровне налоговых поступлений.
– Сегодня детские сады находятся на сметном финансировании, то есть затраты оплачиваются бюджетом исходя из определенных нормативов. Числится в детском саду 300 детей, а фактически родители приводят половину малышей. На объем сметы это практически не влияет. В случае автономного учреждения субсидии перечисляются за предоставленные услуги в соответствии с муниципальным заданием. Таким образом, если задание предусматривает обслуживание 300 детей, а в учреждении находилась лишь половина, задание, а соответственно и сумма субсидии может быть скорректирована, – привела пример министр. - В данном случае, организация потеряет деньги, и потому заинтересована в высокой посещаемости и стремится создать все условия для этого.
Журналисты поделились с Татьяной Мошковой беспокойством по поводу перечня бесплатных и платных услуг:
- Не получится ли так, что потребитель вынужден будет платить за услуги, которые нас не интересуют.
Министр ответила, что законодатель предусмотрел необходимые механизмы контроля. Помимо учредителя, деятельность автономных учреждений контролирует наделенный широким кругом полномочий наблюдательный совет. В его состав должны войти и потребители услуг, например, родители школьников. Кроме того, существует и рынок услуг. В частности, если в школе решили обучать детей иностранным языкам, или танцам и делают это на соответствующем высоком уровне, то услуга, вероятно, будет востребована. Но если изучать иностранные можно дешевле и качественнее в ином месте, то, скорее всего, родители поведут детей туда.
Отвечая на вопрос: «Какие учреждения станут автономными?» Татьяна Мошкова сказала, что наиболее подготовленными к переходу в автономию считает лечебные учреждения. В силу специфики отрасли, здесь уже привыкли работать с разными источниками финансирования – ОМС, родовыми сертификатами и т.п. В Орске одними из первых в стране статус автономного учреждения получили два детских сада - № 116 и № 94. Следом пошли колледжи, лицеи, школы. Несмотря на устойчиво бытовавшее мнение, что в новых условиях не выживут учреждения культуры, многие из них также готовы работать по-новому.
Процесс реформирования бюджетной системы области координируется специально созданной Правительственной комиссией, разработка нормативно-правовой базы и организационно-методических подходов возложена на Проектную группу «Бюджет ориентирован на результат». Для оказания консультационной помощи в области организованы три методических центра (Оренбург, Орск, Бузулук), где активно проводится обучение специалистов.
Бюджетная сеть области насчитывает свыше 6 тыс. учреждений, в форме автономных учреждений уже сейчас функционируют более 30 государственных и муниципальных учреждений. На федеральном уровне реформированию подлежат примерно 25 тысяч, а на региональном и местном уровнях – порядка 300 тысяч учреждений. Переходный период установлен с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. Продолжительность реформаций будет напрямую зависеть от качества работы по реализации вышеназванного закона органами исполнительной власти всех уровней. Вопрос взят под личный контроль Губернатора области, а качество проведения реформы рассматривается как один из основных критериев оценки работы должностных лиц и руководителей бюджетных учреждений, и в дальнейшем послужит индикатором уровня управленческого профессионализма менеджеров бюджетной сферы.