Статьи 69 и 70 Семейного кодекса РФ предусматривают возможность лишения родителей их прав в отношении детей. Данная мера воздействия со стороны государства на нерадивых родителей является исключительной и применяется лишь в определенных законодателем случаях по решению суда. Такие судебные слушания происходят с обязательным участием прокурора, обеспечивающим законность и соблюдением прав несовершеннолетнего.
Приведем пример результативности такой надзорной работы.
Одним из оренбургских специализированных детских образовательных учреждений в суд был направлен иск о лишении родительских прав гражданки Республики Таджикистан, совершившей преступление на российской территории. Истец указывал, что осужденная за время пребывания дочери в детском учреждении ее судьбой не интересовалась, материальную помощь не оказывала, несмотря на имеющийся доход от трудовой деятельности в исправительном учреждении. До лишения свободы мать также не выполняла обязанности по воспитанию ребенка.
Суд признал указанные обстоятельства юридически значимыми и принял решение о лишении ответчицы родительских прав.
Прокурор Промышленного района города Оренбурга с таким судебным актом не согласился. В кассационном представлении он указал, что выводы суда не подтверждены материалами дела, тогда как собранные доказательства свидетельствуют о том, что осужденная длительное время разыскивала свою дочь, о месте нахождения которой ей ничего не было известно. Узнав, где ребенок находится, стала писать ей письма, однако с их содержанием девочку не знакомили.
Суд второй инстанции полностью поддержал позицию прокурора и отменил незаконное решение районного суда. Повторное рассмотрение дела закончилось оставлением искового заявления о лишении родительских прав без рассмотрения, так как истец дважды не явился в процесс и не сообщил о причинах своего отсутствия.
Таким образом, принципиальная позиция прокуратуры предотвратила нарушение права несовершеннолетнего на общение с матерью.