12 февраля подразделения лицензионно-разрешительной работы отметили 42 годовщину образования службы в системе МВД России. В связи с этим мы взяли интервью у начальника отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД области подполковника милиции Андрея Викторовича Трибушного.
- Андрей Викторович, Вы возглавляете отдел с 2008 года. Что нового появилось в Вашей службе за прошедшее время?
- Лицензионно-разрешительная служба характерна тем, что в ней постоянно появляются новые нормативные акты, изменения к приказам. Это в свое время было отмечено руководством МВД России на одном из совещаний, где было сказано, что сегодня ЛРР – самая динамично развивающаяся служба. И это на самом деле так. За последние три с лишним года, что я нахожусь в должности, изменения коснулись почти всех основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность службы, некоторые вовсе утратили силу и были заменены новыми. Например, прошлый год был направлен на исполнение требований нового законодательства о частной охранной деятельности, в связи с вступлением в полном объеме в силу Федерального закона № 272, который, кстати, внес изменения и в другие Федеральные законы РФ, касающиеся оборота оружия и частной охранной деятельности. В этот период деятельность отдела и подразделений ЛРР на местах была направлена на приведение деятельности охранных организаций в соответствие установленным требованиям.
- Каких результатов удалось добиться?
- Работа в этот период была направлена на усиление контроля именно в сфере частной охранной деятельности. Для сравнения приведу немного статистки: в сравнении с прошлым годом значительно снизилось количество частных охранных организаций – с 350 до 267, снизилось количество оружия у них - с 5790 до 5133 ед., уменьшилось количество охраняемых ими объектов (с 9130 до 8738). При этом решение о прекращении деятельности предприятий было принято большей частью руководителей ЧОП, т.к. новый закон предъявляет более жесткие требования, как к юридическим лицам, так и к самим работникам охранных структур. Также в целом снизилось количество объектов контроля ЛРР – юридических лиц с оружием, спортивных организаций, объектов обращения взрывчатых материалов, прекращена деятельность 12 частных детективов. Конечно же, работа проводилась и по другим направлениям лицензионно-разрешительной деятельности.
На сегодня в подразделениях ЛРР на учете состоит только юридических лиц 373 – это объекты обращения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, охранные структуры, спортивные организации, помимо этого - почти 60 тысяч владельцев оружия.
Сотрудниками отдела организуется работа двух комиссий при УВД области: постоянно действующая комиссия по обороту боевого, служебного оружия и Координационный совет по взаимодействию с охранно-сыскными структурами, председателем которых является заместитель начальника УВД области Сергея Борзенко.
Например, по результатам работы постоянно действующей комиссии в 2010 году под охрану подразделений ОВО окончательно были переданы все объекты хранения оружия и взрывчатых веществ. На совместном заседании с участием руководителей охотничьих организаций области, было принято и затем реализовано предложение УВД области о создании совместных комиссий из числа сотрудников ОВД и охоторганизаций по осуществлению контроля за выдачей охотничьих билетов, без которых граждане не могут приобретать охотничье оружие. И нами, кстати, в прошлом году был выявлен факт незаконного получения гражданином охотничьего билета, соответственно его разрешение на ношение охотничьего оружия было аннулировано.
Отдельно хочу остановиться на деятельности Координационного совета – это общественно-совещательный орган, куда кроме работников милиции входят представители охранных структур, образовательных учреждений всей области. В прошедшем году было проведено 7 заседаний Совета, 2 из которых – расширенные, где присутствовало более 200 представителей охранного сообщества. Благодаря работе Совета, в полном объеме в нашей области были реализованы требования Федерального закона № 272, связанные с приведением уставного капитала ЧОП в соответствие требованиям, организацией курсов обучения для руководителей охранных структур и частных охранников.
Не без помощи членов Совета – руководителей охранных организаций и ассоциаций, за что хочу им выразить благодарность, удалось разработать, и самое главное, успешно реализовать мероприятия по использованию технических возможностей ЧОП в охране общественной безопасности.
- Каким образом?
- С 2008 года МВД России стало активно внедрять в деятельность органов внутренних дел технический потенциал ЧОП – направлять их работу на защиту жизни и здоровья граждан. Это как раз совпало с моим назначением на должность начальника отдела ЛРР, эти задачи и сегодня остаются для меня одними из первоочередных. Благодаря именно совместной работе УВД области и охранных организаций, личному участию заместителя начальника УВД Сергея Борзенко поставленные вопросы были решены. На начальном этапе на мониторинговый Центр УВД по Оренбургу было выведено 9 мобильных групп ЧОП, оборудованных системой позиционирования, местонахождение которых отслеживалось операторами данного Центра и при необходимости эти экипажи направлялись на места совершения преступлений. Сегодня таких оборудованных мобильных групп по области уже 40, это практически 50% от их общего количества. Кроме Оренбурга, такие группы работают в городах Орске, Бузулуке, Новотроицке, Соль-Илецке.
В Соль-Илецке, например, к системе позиционирования, кроме ЧОП, подключились 2 экипажа милиции. В текущем году запланировано дальнейшее подключение к этой системе остальных мобильных групп ЧОП в других городах области. Такая совместная деятельность ОВД - ЧОП приносит свои плоды – за время совместной работы частными охранниками были раскрыты различные преступления, в том числе, связанные с незаконным оборотом наркотиков, оружия, угонами автотранспорта, были факты задержания вооруженных преступников. Работники ЧОП, принявшие активное участие в охране правопорядка, не раз поощрялись руководством УВД области.
- Недавно был принят Федеральный закон № 398, вступающий в силу с июля 2011 года, и связан он с усилением контроля за оборотом гражданского оружия. Чего ждать от него владельцам оружия?
- Во-первых, в названии закона не зря упомянуты слова «об усилении контроля». Он вносит ужесточающие изменения и меры ответственности сразу в несколько нормативных правовых актов РФ – закон «Об оружии», Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, закон «Об охоте». Во многом изменения коснутся граждан, имеющих в своем пользовании травматическое оружие - оно теперь приравнено к огнестрельному и будет называться оружием ограниченного поражения, ужесточена мера ответственности за его оборот, и такого оружия гражданин может иметь не более 2-х единиц. Во-вторых, для приобретения впервые такого оружия и продления лицензии на его хранение, необходимо будет пройти соответствующие курсы подготовки, а в дальнейшем, каждые пять лет – проверку знаний правил безопасного обращения с таким оружием. При этом, обращаю внимание, что первоначальную подготовку не надо будет проходить гражданам, имеющим разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, проходящим службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию.
Новый закон запрещает ввоз на территорию РФ иностранного оружия ограниченного поражения его основных частей. Увеличена сумма штрафа за административные правонарушения, связанные с нарушениями правил оборота оружия – особенно это касается должностных и юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей и от 50 до 250 тысяч рублей соответственно. Кроме этого, предусмотрена возможность дисквалификации должностных лиц за грубые нарушения правил оборота оружия до одного года, для юридических лиц – административное приостановление деятельности до 60 суток. Ограничения коснулись даже оборота обычного пневматического оружия – запрещается его ношение и перевозка в снаряженном состоянии в границах населенных пунктов, стрельба из него в населенных пунктах вне специально отведенных помещений и участков местности.
В декабре прошедшего года нашей службой было организовано проведение спецоперации «Сфера Безопасность», второй этап которой проводился в 3-й декаде декабря, и был направлен на выявление нарушений в сфере оборота гражданского оружия, в том числе, травматического и газового. Так вот, по итогам года анализ показал, что количество такого оружия у граждан снизилось на 11,4%, с 15902 до 14097, а с учетом требований нового закона, во втором полугодии 2011 года снизится еще больше.
К тому же, в целях профилактики правонарушений, связанных с использованием травматического оружия, выдача всех лицензий на данное оружие с января текущего года осуществляется непосредственно через отдел ЛРР УВД. Для сравнения, в текущем периоде выдано 78 лицензий на газовое и травматическое оружия, что на 56% меньше, чем за аналогичный период прошлого года – 178. Это тоже новшество в нашей работе, и конечно же, добавило нагрузку на сотрудников отдела. Но в тоже время, при поддержке руководства УВД области в этом году введены штатные должности инспекторов ЛРР во всех ГОРОВД области. И это большой плюс и помощь в работе всей лицензионно-разрешительной системе области.
- По итогам ушедшего года сотрудников ЛРР каких ОВД Вы бы хотели отметить в лучшую сторону?
- В целом работают неплохо все сотрудники. Ну а в лучшую сторону можно отметить сотрудников ЛРР УВД по Оренбургу, УВД по Орску, ОВД Новотроицка, Соль-Илецка, Тюльгана, а также Домбаровского, Пономаревского, Первомайского, Саракташского и Тоцкого районов.
- Что хотите пожелать сотрудникам ЛРР в день службы?
- Хочу пожелать достижений и успехов в труде по решению возложенных задач, благополучия родным и близким, здоровья и уверенности в будущем!
- Спасибо за беседу.