Министр финансов области Татьяна Мошкова выступила перед слушателями Малой академии государственного управления в Оренбургской области. Темой ее лекции стало «Формирование и исполнение бюджета Оренбургской области в 2011 году».
Она рассказала собравшимся о методике формирования консолидированного и областного бюджетов, базирующейся на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, итогах социально-экономического развития за 2010 и прогноза социально-экономического развития области на 2011 год.
Татьяна Мошкова отметила, что в 2011 году поступления доходов в консолидированный бюджет области планируются в объеме 63,2 млрд. рублей, в областной бюджет - 48,4 млрд. рублей.
Объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2011 год планируется в размере 39,4 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в их структуре занимают налог на прибыль (45,8%), налог на доходы физических лиц (25,2%), налоги на имущество (14,1%) и акцизы (10,8%). В совокупности эти четыре источника дают 95,8% налоговых и неналоговых доходов.
Поступления налога на прибыль в областной бюджет на 2011 год просчитаны, исходя из налогооблагаемой прибыли в объеме 116 млрд. рублей, и оцениваются в размере 18 млрд. рублей.
Поступления налога на доходы физических лиц учтены в размере 9,9 млрд. рублей.
В 2011 году расходы консолидированного бюджета области составят 65,6 млрд. рублей. Из областного бюджета расходы планируется осуществить в сумме 50,5 млрд. рублей.
При планировании объема бюджетных ассигнований на 2011 год, по аналогии с федеральным центром, с 1 января проведена индексация должностного оклада работникам бюджетных учреждений на 6,5%, что в суммовом выражении увеличивает бюджетные назначения в целом по консолидированному бюджету на 750 млн. рублей.
Учтено увеличение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 8 процентных пункта, что в денежном выражении в расчете на год составляет 1,2 млрд. рублей.
В бюджете также заложено пятипроцентное увеличение тарифов на коммунальные услуги, потребляемые бюджетными учреждениями, по сравнению с ранее просчитанными при формировании бюджета на 2010-2012 годы. За основу взят самый пессимистичный вариант. Это повлекло рост бюджетных ассигнований на текущий год, по сравнении с предыдущим, на 160 млн. рублей.
Услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, затраты на приобретение медикаментов, продуктов питания для бюджетных учреждений проиндексированы на 9% к уровню 2010 года, при том, что по сценарным условиям социально-экономического развития области рост индекса потребительских цен в 2011 году прогнозируется в размере 5,9%.
- Возможности областного бюджета ограничены, - напомнила министр. - Федеральный центр нацеливает на формирование бездефицитных бюджетов. Но настоятельная необходимость не снижать бюджетной поддержки, не позволила сформировать областной бюджет без дефицита в сумме 2,1 млрд. рублей.
Татьяна Мошкова не раз подчеркивала, что возможности экономического сектора по наращиванию налоговых и неналоговых платежей не беспредельны. - Сегодня главным направлением бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов, - считает она.
Как и в прежние годы областной бюджет на 2011 год социально ориентирован. Расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику составляет основу его расходной части. Эти расходы оцениваются в 32,8 млрд. рублей, а их доля в общих расходах областного бюджета составляет 64,8%. В полном объеме сохранены все денежные выплаты, а объем стипендиального фонда для учащихся областных учебных заведений с 1 сентября текущего года проиндексирован на 6,5%.
Предусмотрены средства на различные выплаты и компенсации инвалидам, семьям с детьми, ветеранам войны и труда, труженикам тыла, реабилитированным, другим категориям граждан, имеющим право на социальную поддержку. Будут осуществляться доплаты к пенсиям гражданам, имеющим особые заслуги перед Оренбургской областью, выплаты областной социальной пенсии детям-сиротам, финансовая поддержка детям-сиротам во время обучения. Запланированы средства на оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, семьям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей и т.д.
Для того, чтобы в полном объеме финансировать социальные обязательства, выполнять социальные программы, необходимо иметь в бюджете достаточно средств. Объем поступлений в бюджет во многом зависит от состояния экономической среды. Если эта среда стабильно развивается, тогда и денег в бюджете больше.
Поэтому в 2011 году из областного бюджета планируется финансировать реализацию мероприятий по 45 целевым программам с объемом расходов 5 млрд. рублей. Наиболее значимые из них по объёму финансирования:
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» | - | 1405 млн. рублей |
«Социальное развитие села до 2012 года» | - | 561,4 млн. рублей; |
«Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области» | - | 498,8 млн. рублей; |
«Безопасность образовательного учреждения» | - | 114,4 млн. рублей; |
«Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами «Мы вместе» | - | 43,3 млн. рублей; |
«Профилактика раннего семейного неблагополучия «Семья» | - | 40,3 млн. рублей; |
«Протяни руку помощи» | - | 7,6 млн. рублей; |
«Реализация государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» | - | 13,4 млн. рублей; |
«Дети Оренбуржья» | - | 82 млн. рублей; |
«Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений Оренбургской области» | - | 25 млн. рублей |
На всех уровнях деятельности органов власти продолжится работа по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области по инициативе Губернатора области Юрия Берга принято постановление Правительства «Об организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области». Образована Правительственная комиссия. Ее основной задачей является координация работы органов исполнительной власти области в целях создания условий и предпосылок для повышения эффективного использования бюджетных средств, в том числе и за счет совершенствования правового статуса бюджетных учреждений. Работает Проектная группа «Бюджет ориентирован на результат», которой поручена разработка нормативно-правовой базы и организационных подходов для реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ.
В состав Правительственной комиссии и Проектной группы вошли представители не только органов исполнительной власти области, но и представители Законодательного Собрания, Общественной Палаты, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, муниципальных образований области. Все они владеют навыками управления проектами.
В Бузулуке, Оренбурге и Орске созданы центры, на базе которых муниципальным образованиям области оказывается методическая помощь по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат и реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ.
Уполномоченным органом по внедрению в органах исполнительной власти области бюджетирования, ориентированного на результат, является Министерство финансов области. Ведомству также поручено координировать эту работу в финансовых органах муниципальных образований. Для этого в структуре министерства в пределах штатной численности создано специальное подразделение - отдел реформирования государственных финансов.
- Текущий год будет являться переходным периодом, - подвела итог Татьяна Мошкова. - В течение этого времени существующие бюджетные учреждения должны изменить форму своего существования и стать казенными, автономными или бюджетными с расширенным объемом прав. Мы рассчитываем, что после реформирования бюджетной сферы каждый вложенный бюджетный рубль принесет потребителям услуг максимальную отдачу.