Вчера, 26 мая 2011 года, состоялось заседание коллегии прокуратуры области, на котором обсуждались результаты прокурорской проверки исполнения органами опеки и попечительства законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защите их прав. В работе коллегии, помимо прокурорских работников, приняли участие вице-губернатор - заместитель председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Павел Самсонов и министр образования Оренбургской области Вячеслав Лабузов.
На совещании отмечалось, что прокурорами в ходе проверки, проведенной в апреле этого года, выявлены многочисленные нарушения законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними.
Так, вскрыты факты несвоевременного, в нарушение требований ст. 122 Семейного Кодекса РФ информирования органов опеки и попечительства должностными лицами образовательных, лечебных и иных учреждений о детях, оставленных без попечения родителей. Это, в свою очередь, препятствовало своевременному принятию органами опеки и попечительства мер к устройству детей.
К примеру, должностными лицами МУЗ «Тюльганская ЦРБ» не сообщалось в орган опеки и попечительства о доставлении в данное учреждение безнадзорных детей. Руководством Кувандыкской ЦРБ нарушались сроки направления в орган опеки и попечительства сведений о новорожденных, от которых отказались их матери.
Органы опеки и попечительства нарушали сроки обследования условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, и их устройства в семьи. Ненадлежаще осуществлялся подбор опекунов и последующий контроль за условиями жизни и воспитания детей в их семьях, вследствие чего дети передавались лицам, личность которых всесторонне не была изучена.
Органами опеки и попечительства не должным образом ведется контроль за сохранностью имеющегося в собственности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущества, а также оформлением в наследство оставшегося после смерти родителей жилья и земельных участков. В ходе прокурорских проверок выявлено 19 жилых помещений, пришедших в непригодное для проживания в них состояние из-за отсутствия контроля за их сохранностью либо непринятия необходимых мер со стороны органов опеки и попечительства.
Администрациями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ненадлежащим образом осуществлялись функции по защите прав воспитанников и профилактике безнадзорности и правонарушений. В ряде учреждений не принимались меры по оформлению воспитанникам областной социальной пенсии. Восемь воспитанников Детского дома-школы г. Орска не получали никаких выплат, предусмотренных региональным законодательством. Многие воспитанники не получали алиментов, взысканных по решению суда.
В Специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья с. Ташла Тюльганского района закрепленное либо собственное жилье имеется у 30 воспитанников. При этом в личных делах этих несовершеннолетних акты сохранности имеются лишь у 19. У многих из них числятся большие долги за квартплату. 10 воспитанников не имеют закрепленного жилья и не состоят на учете в органе местного самоуправления по его предоставлению.
В отдельных случаях администрации учреждений для детей-сирот несвоевременно сообщали в органы внутренних дел о самовольных уходах (побегах) воспитанников, что не позволяло оперативно организовывать их розыск и в последующем способствовало бесконтрольному поведению детей.
Прокурорами выявлялись и факты незаконного проживания воспитанников интернатного учреждения у родителей, лишенных родительских прав.
Результаты проверки показали, что распространённости нарушений закона способствуют ненадлежащее исполнение служебных обязанностей специалистами муниципалитетов по охране детства, администрациями специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недостаточно эффективный ведомственный контроль за их работой со стороны органов управления образованием.
По итогам заседания разработан комплекс мер, направленных на устранение вскрытых нарушений федерального законодательства.