Как уже не раз говорилось, данный законопроект преследует в первую очередь демографические цели, поскольку рассматривается как мера поддержки или даже подарок тем семьям, которые приняли решение о третьем или последующем ребенке. Сегодня по статистике в области в среднем появляется 3 300 малышей, родители которых смогут претендовать на получение бесплатной земли.
По словам вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Натальи Левинсон, проект закона прошел публичное обсуждение в Общественной палате, в прессе. Впервые в истории законотворческой деятельности области будущий нормативно-правовой акт обсуждался в сети Интернет, на сайте oren.ru, где также было получено несколько сотен отзывов. Все мнения были проанализированы разработчиками, многие – учтены. Сбор предложения продолжится, поскольку даже после принятия в первом чтении возможно внесение поправок в документ.
В частности, в процессе подготовки и обсуждения законопроекта было снято ограничение на право распоряжаться участком. И если в первой редакции речь шла об обязанности получателя использовать участок только под строительство, то теперь, согласно положений законопроекта, обладатель имеет полное право продать его, если вдруг деньги окажутся нужнее, чем дом. Наибольшие споры вызвала норма, по которой право получать участок имеют только те женщины, которые 10 и более лет живут на территории Оренбургской области и являются гражданами России. Возможно, по настоянию депутатов порог будет снижен.
Проект закона в целом нашел всестороннюю поддержку в комитетах Законодательного собрания. Камнем преткновения в обсуждениях остаются такие аспекты, как обеспечение земельных участков инженерными коммуникациями и незапланированные расходы муниципалитетов на формирование земельных фондов и включение их в кадастр.
По словам составителей документа, сложный и дорогостоящий вопрос с коммуникациями будет решаться в каждой территории индивидуально. Во-первых, потому что между городом и селом существует большая разница в объеме и разновидности необходимых сетей. И если в городе, к примеру, речь идет о центральном водоснабжении и водоотведении, то в селе эти вопросы решаются иначе. Во-вторых, сегодня во многих территориях (и это подтвердил предварительный мониторинг) существуют сформированные участки, к которым основные коммуникации уже подведены. А, в-третьих, закон не отменяет необходимости прикладывать самостоятельные усилия к реализации мечты о собственном доме. Безусловно, строительство индивидуального дома – это затраты. И если человек не готов их нести, он волен либо продать землю и использовать деньги на улучшение существующих жилищных условий, либо вообще отказаться от ее получения.
- Я уверена, что закон, несмотря на все сложности его реализации, будет во благо семьи, - поделилась мнением Наталья Левинсон. – Мы изучили практику почти десятка регионов, где подобные законопроекты уже действует. И нам за наш документ не просто не стыдно – мы им по праву гордимся. Потому что он реально действующий. В отличие от многих других территорий. Мы сняли массу ограничений в процессе обсуждения проекта, максимально постарались исключить коррупционный фактор при раздаче участков. Мы готовы выслушать новые предложения. Но говорить, что областной бюджет должен полностью взять на себя все затраты от участка до строительства, согласитесь, было бы не правильно. Сегодня исполнительная власть создает возможности – региональный материнский капитал, программа «Молодая семья», обсуждается социальная ипотека под мизерный процент, чтобы оренбуржцы могли решать своей жилищный вопрос. В этом задача власти. Остальное зависит от желания и целеустремленности человека.