- Самый эффективный путь построения инновационной экономики - это согласованность действий власти, бизнеса, науки, образования, финансово-кредитных учреждений региона и средств массовой информации, - подчеркнула в своем выступлении на стратегической конференции вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономическим вопросам Наталья Левинсон. По ее мнению, институциональный диалог и есть тот мощный инструмент регионального инновационного развития, и тема стратегической конференции «Инновации – экономика - молодежь» – это не просто громкий лозунг. - Без вовлечения в этот процесс молодых людей, формирования моды на инновации, моды на интеллект, без общественного интереса вокруг инновационной стратегии развития страны, регионов успех не придет, - считает Наталья Левинсон. – Целеустремленность и активность молодых интеллектуалов - носителей инноваций, исследователей, изобретателей, предпринимателей в сочетании с инфраструктурой и ресурсами государства – вот главные слагаемые результативно работающей инновационной системы.
В выступлении вице-губернатора было отмечено, что приоритетная задача власти, как партнера молодых инноваторов, - создать комфортную среду для практической реализации их идей. - Даже школьнику, изучающему экономическую географию, очевидно, что ставка на сырьевые ресурсы рискованна. Хотя до сих пор они формируют львиную долю консолидированного бюджета области. Вложение в инновационные разработки сегодня, это импульс для развития Оренбуржья завтра. На наш взгляд, у нас есть конкурентные преимущества, которые нельзя не использовать. Прежде всего, это исторически сложившийся образовательный, интеллектуальный и научный потенциал региона. Источниками новых идей являются научно – образовательные учреждения, инновационные предприятия. Те самые нефте – и газодобыча, базовые для экономики области, являются наукоемкими отраслями, где инновации востребованы на всех этапах от добычи до использования продукции.
Наталья Левинсон подробно рассказала о нормативно-правовой базе, определяющей условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и реализации научных и технологических приоритетов на предприятиях различных отраслей экономики области. К числу основных она отнесла законы «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области», «О технопарках в Оренбургской области», «Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности». Принято также более 20 постановлений Правительства, указов и распоряжений Губернатора Оренбургской области, направленных на развитие научного потенциала региона.
Губернатором подписан указ о присуждении премий талантливым молодым ученым. В области действует закон «Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности», который порядок финансирования научных разработок студентов - 50 тыс. рублей, аспирантов – 500 тыс. рублей, и по 1 миллиону рублей – для коллективов молодых ученых. В 2011 году на эти цели в бюджете предусмотрено более 40 млн. рублей.
На основе Соглашений о проведении ежегодных совместных конкурсов грантов на условиях софинансирования (50% - средства РФФИ и РГНФ и 50% - средства областного бюджета) область тесно сотрудничает с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований.
Региональная инновационная инфраструктура представлена тремя бизнес-инкубаторами, шестью центрами трансфера технологий – «Центр научного зондирования», «Центр инноваций и наукоемких технологий», «Центр низких температур и криотехнологий», «Центр биотехнологий», «Межрегиональное бюро трансфера технологий», научно-инновационный центр «АЛИДАР» и региональный Технопарк.
Комплекс объединит усилия научно-исследовательских организаций, проектно-конструкторских бюро, вузов, различных бизнес-структур в разработке и ускоренном внедрении современных технологий. Нацеливаясь на инфраструктурное и технологическое обеспечение инновационного развития экономики, технопарк будет специализироваться на разработке ресурсосберегающих, прежде всего энергоэффективных технологий. Создающийся инновационно - производственный кластер в области новой энергетики легко интегрируется в евразийское энергетическое пространство.
Инновацией в финансовой сфере стала для Оренбуржья ОАО «Корпорация развития Оренбургской области». Она задумана как масштабный ресурс для улучшения инвестиционного климата в регионе, действительно конкурентный сервис для инвесторов, позволяющий обеспечить расширенный доступ к финансовым ресурсам, в том числе Внешэкономбанка.
Областная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2012-2016 годы» содержит больший, по сравнению с предыдущим, перечень мероприятий, существенно возрастет и объем их финансирования.
Системная работа приносит первые плоды. По результатам исследований внедрено 75 новых технологий в различных отраслях хозяйственного комплекса. В базы данных Приволжского федерального округа внесено 415 научных разработок.
Однако проблемы в реализации инновационной политики есть, уверенно заявила вице-губернатор. - Сегодня создать инновационную разработку гораздо проще, чем продать ее и тем более внедрить. Слабый трансфер технологий из науки в производство серьезно ограничивает развитие. Так, при ежегодном увеличении затрат предприятий на технологические инновации доля затрат на исследования и разработки, а также на закупку новых технологий снижается, - констатировала она. - В настоящее время государственная политика поддержки инноваций ориентирована на стимулирование предложения. Необходимо сместить акцент в пользу спроса, мотивировать бизнес к внедрению новых технологий. И тогда уникальные разработки российских ученых перестанут пылиться на полках НИИ и вузов по причине отсутствия интереса у предприятий. Поэтому императивом перехода экономики на инновационный путь развития должно стать кардинальное повышение инновационной активности бизнеса.
И здесь, по словам Натальи Левинсон, встает третья важная проблема - недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций. Она определяется ограниченной гибкостью, неразвитостью механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабой ориентированностью на стимулирование связей между различными участниками инновационного процесса, на формирование и развитие научно-производственных партнерств.
Для преодоления всех этих барьеров и важна консолидация интересов всех сторон. И поскольку общественное сознание еще не прониклось окончательно мыслью о необходимости инновационного пути развития, основные шаги в построении экономики высоких технологий предстоит сделать государству.