Губернатор Юрий Берг сегодня провел заседание Правительства области, на котором рассматривались вопросы создания в муниципальных образованиях многофункциональных центров по оказанию государственных услуг населению, а также обеспечения жильем детей-сирот.
По первому вопросу повестки дня выступила первый заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области Наталья Безбородова.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию самоуправления, которое состоялось в Оренбурге 27 января 2011 года, было принято решение о разработке типовой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышения качества предоставления услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Министерством экономического развития России разработана и рекомендована к принятию типовая программа для всех субъектов Российской Федерации.
Расширение сети МФЦ является одним из мероприятий по реализации Стратегии развития области до 2015 года. Согласно 210-ФЗ все услуги представляемые органами исполнительной власти должны быть регламентированы. Предельно допустимый срок разработки и принятия всех административных регламентов – 1 июля 2012 года.
Наталья Безбородова отметила, что нельзя работать над повышением качества предоставления государственных и муниципальных услуг в отрыве от создания МФЦ и межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг.
Органами исполнительной власти, городскими округами и муниципальными районами Оренбургской области активно ведется работа по наполнению Сводного реестра государственных и муниципальных услуг. В настоящее время внесено более полутора тысяч сведений об услугах, на Портале государственных и муниципальных услуг Оренбургской области размещена информация более чем о тысячи (1031 ед.) услуг. Распоряжением Правительства РФ №1993 обозначен предельный срок перевода услуг в электронный вид - до 2014 года.
В целях поиска комплексного решения вышеуказанных проблем и разработана областная целевая программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012-2014 годы» (далее – ОЦП).
Проект ОЦП направлен на реализацию основной цели - снижение административных барьеров и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета на три года составит 351,9 млн. рублей. Кроме того, городские округа и муниципальные районы планируют в своих бюджетах на 2012-2014 годы средства, которые будут направлены на мероприятия в рамках административной реформы. Прогнозируемая сумма на три года - 49,1 млн. рублей.
Общий объем финансирования мероприятий в рамках административной реформы на 2012 -214 годы из бюджетов разных уровней ожидается на уровне 401 млн.рублей.
В результате реализации Программы:
- будет оптимизирован порядок предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), повысится качество и доступность государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных функций для физических и юридических лиц на территории Оренбургской области;
- снизятся организационные, временные, финансовые затраты юридических лиц на преодоление административных барьеров;
- будет обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в каждом муниципальном районе и городском округе Оренбургской области.
Принятие ОПЦ является обязательным условием получения субсидий из федерального бюджета в 2011 году (около 10 млн.руб.) и последующих годах.
По вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, выступил заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Борис Лупахин.
Решение данного вопроса в соответствии с законодательством входит в зону ответственности субъектов Российской Федерации. Законом Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-IV-ОЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
На 01.01.2011 в Оренбургской области зарегистрировано 2117 детей-сирот, у которых возникло, но не реализовано право на обеспечение жильем. У 798 детей-сирот возникает право на получение жилого помещения в 2011 году.
В областном бюджете в 2011 году на обеспечение жильем детей-сирот по договору социального найма предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов в размере 414,0 млн.рублей, что позволит улучшить жилищные условия 470 детей-сирот.
Субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в размере 394 млн.рублей распределены бюджетам муниципальных районов (городских округов) согласно утвержденной методике. Остаток в сумме 20,0 млн.рублей будет распределен в порядке установленном Правительством Оренбургской области для исполнения муниципальными образованиями области решений судов.
На 12.08.2011 вынесено и не исполнено 272 решения судов по обеспечению жильем детей-сирот, на выполнение решений судов требуется около 243 млн.рублей.
Как заявил Борис Лупахин, муниципальными образованиями не достаточно активно ведется работа по освоению субвенций предоставленных на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем граждан по договору социального найма, в т.ч. детей-сирот.
Согласно представленной информации на 12.08.2011 муниципальными образованиями приобретены 65 квартир для детей-сирот на сумму 54,5 млн.рублей. Из них 59 квартир приобретены на вторичном и 6 квартир на первичном рынках. Не все муниципальные образования направляют предоставленные субвенции на строительство (долевое участие в строительстве) нового жилья. Так, в муниципальных образованиях город Гай, Новотроицк и Сорочинск строительство нового жилья для детей-сирот не ведется.
Кроме того, этими муниципальными образованиями до сих пор не освоены в полном объеме субвенции, выделенные на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году.
Положительный опыт по использованию субвенций для приобретения жилья на первичном рынке имеется в Новосергиевском, Саракташском, Соль-Илецком районах.
По информации муниципальных образований, основной причиной не освоения субвенций является отсутствие жилья, соответствующего предъявляемым требованиям. Неоднократно проводимые аукционы признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок от граждан и организаций на участие в аукционе, это влечет несвоевременное освоение бюджетных средств и не реализацию жилищных прав детей-сирот.
30 июня текущего года проведено совещание с участием представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, прокуратуры Оренбургской области, в рамках которого обсуждались проблемные вопросы, связанные с исполнением судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
По итогам совещания принято решение о создании рабочей группы для выявления причин не исполнения решений судов по обеспечению жильем данной категории и принятия оперативных решений в отношении руководителей муниципальных образований, допустивших несвоевременное освоение бюджетных средств и исполнение судебных решений.
По этому же вопросу выступил министр образования области Вячеслав Лабузов. Он отметил, что муниципальными образованиями не всегда обеспечивается сохранность закрепленного жилья, так как зачастую оно находится в селах, где никто не проживает, и нет возможности заключить договор доверительного управления имуществом. Кроме того, в жилых помещениях, закрепленных за гражданами данной территории, проживают родители, лишенные родительских прав, другие лица, которые зачастую приводят жилье в непригодное состояние.
Ряд проблемных вопросов поднял в своем выступлении заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Юрий Корольков. Он отметил, что в текущем году успешно завершено лишь 14 исполнительных производств по взысканию жилья для детей-сирот. Исполнительных документов в два раза больше. Проблема заключается в том, что зачастую в селе, где по решению суда должно быть предоставлено жилье, полностью отсутствует эта возможность. Юрий Корольков предложил рассмотреть возможность предоставления жилплощади не в конкретном населенном пункте, а на территории всего муниципального района или городского округа.
Губернатор Юрий Берг, подводя итоги заседания Правительства, отметил, что работа по обеспечению жильем детей-сирот, в ряде муниципалитетов поставлена неудовлетворительно. Глава области распорядился провести совещание с приглашением глав территорий, где сложилась наиболее острая ситуация.